Ольга Янхотова
Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация педагогам
«Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
МБДОУ №с 47 г. Невинномысска
Янхотова О. Н.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
Публикация «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
Основные цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетического развития» в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования под ред. Н. Е. ВЕРАКСЫ «От рождения до школы» :
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства; воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.
-Развитие эстетических чувств, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно - эстетических способностей.
-Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в программе «От рождения до школы» представлена следующими модулями:
- приобщение к искусству;
- изобразительная деятельность;
- конструктивно–модельная деятельность;
- музыкальная деятельность.
1. Задачи образовательного модуля «Приобщение к искусству»
Развитие эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение к народному и профессиональному искусству.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства
Этот модуль в предметно - развивающей среде может быть представлен следующими центрами:
-«Центр искусства»;
-«Центр народного творчества»;
-«Мини-музей»;
-«Центр театра».
В «Центре искусства» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, архитектурой.
Портреты художников - иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Чарушин, репродукции картин художников, книжной графики, произведений детского творчества способствует творческой активности детей.
«Центр народного творчества» Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные. Изделия мастеров народно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские, богородские игрушки матрешки, плетеные изделия из бересты. Выставки изделий из разного материала (керамики, металла, дерева и др.) ; орнаменты, узоры, росписи народов России.
В центре «Мини-музей» Одним из главных принципов построения данной среды для нас является- доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр. Хотя театрализованные игры относятся к области «Социально - коммуникативное развитие». Здесь мы приобщаем и знакомим с различными видами театра. Этот центр должен содержать:
-Маленькие ширмы для настольного театра;
-Маски и элементы костюмов различных животных по русским народным сказкам
-театр Би-ба-бо (кошка, собака, заяц, лиса и др.)
- пальчиковый театр (вязаные, пенопласт, тканевые)
- настольные театры (плоскостные деревянные, картинки на фланелеграф, театр игрушек) ;
- Теневые театры («Курочка Ряба», «Репка»)
- Плоскостной театр из дерева, картона, на основе фланели и др.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
- Диски с записью музыки для сопровождения театрализованных игр;
- Зеркало, парики.
2. Задачи образовательного модуля «Изобразительная деятельность»
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующими центрами:
-Центр «Мы рисуем и творим»;
- Центр «Умелые ручки»
. Центр «Мы рисуем и творим» Для украшения центра отлично подойдут сказочные, мультипликационные персонажи. Малышам будет очень приятно видеть на стенах своих любимых героев. Главное, чтобы сюжеты, помимо эстетического, несли в себе воспитательный эффект. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования, как для традиционного, так и для нетрадиционного, лепки, аппликации.
Центр «Умелые ручки» Работа с бумагой, тканью, природным материалом. Дети учатся делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
3. Задачи образовательного модуля «Конструктивно - модельная деятельность».
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующим центром:
- Центр «Самоделкин»
Центр «Самоделкин». Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Виды конструкторов:
• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные.
• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка.
• Конструкторы «Лего». Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.
• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть» и т. д.
• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет.
• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу.
• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения.
• Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.
• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.
• Мягкие конструкторы. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
• Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город.
4. Задачи образовательного модуля «Музыкальная деятельность».
Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.
Развитие музыкальных способностей.
Воспитание интереса к музыкально - художественной деятельности.
Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующим центром:
- «Центр музыки».
В «Центре музыки» необходим комплект портретов композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляют разнообразные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки (с различными наполнителями горохом, фасолью, пшеном, камушками, детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, пищалки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы) и «поющие» игрушки. Необходимо так же иметь фильмы, слайды, видео- и аудио записи детских песенок, голосов природы, музыкальный центр.
Организация работы с родителями, направленной на формирование эстетического воспитания ребенка в семье является необходимым условием при создании единого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно - эстетического развития ребенка в семье возможно осуществлять через следующие центры:
Работа с родителями представлена следующими центрами:
-«Интеллект-галерея»
-Центр «Творим вместе»
-«Центр обмена опытом»
Центр «Интеллект галерея». Предполагает: различные рекомендации, консультации, папки - передвижки, памятки, информационные листы для родителей.
Это обеспечивает единство взаимодействий сада и семьи в вопросах художественно - эстетического развитии дошкольников.
- Центр «Творим вместе» вовлечение семьи в образовательный процесс. Это дни открытых дверей, организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
- «Центр обмена опытом» Оформление картотек: аудио и видео материалов, дисков с фотографиями детей (утренников, развлечений.)
Все это помогает сделать родителей нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Успехов Вам!