Получи документы

Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе

Елена Николаева
Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности.

Публикация «Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе» размещена в разделах

Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является, гуманистическое воспитание ребенка с опорой на любовь к родителям, общечеловеческие ценности, семье, месту где он вырос и безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированнои дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную

деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности,

свойственные дошкольному возрасту.

Убеждение разных педагогов в том, что в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо

учитывать следующее.

1 .Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно

«входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе

определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне

краеведческого материала.

2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа

постепенного перехода, от более близкого ребенку, личностно значимого, к

менее близкому - культурно-историческим фактам.

3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни

города, создание условий для активного приобщения детей к социальной

действительности, повышение личностной значимости для них того, что

происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка

вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и

является необходимым условием развития его субъектности.

4. Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог

ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

5. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории,

культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности,

в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном

и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление

поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение

экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они

имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья

(Масленица, Рождество, Пасха и др., познакомиться с жителями города -

носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и

т. п.

6. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде

всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

7. Создание такой развивающей среды в группе и ДОО, которая

способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры

с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы

декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) позволила бы

«удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования

его по законам добра и красоты».

8. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к

городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению

дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие

принципы.

-Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых

явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно)

и настоящее (в наши дни).

-Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку

зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке

полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие

общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

-Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого

ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола

ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и

познавательной сферы и др.

-Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом,

музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в

базовые программы дошкольного образования.

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор

создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как

важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений

и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным

городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды

детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с

дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического

планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные,

нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и

др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно

изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами,

переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга,

выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом,

подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности,

так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается

детское сообщество.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом,

особенно с его историей и достопримечательностями, является составление

рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.

1 . Сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями,

репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

2. Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.

3. Не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете». 4. Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина.) объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан

воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города,

достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его

истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда

на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего

окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение

образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать

следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и

настоящему родного края.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице,

краю, стране.

3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все,

что происходит в городе, сопричастности к этому.

4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности,

культура, природа).

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и

культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении

с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс

характеризуется целостностью на всех уровнях:

-административно-управленческом: построение системы краеведческой

работы в рамках реализации регионального компонента стандарта

дошкольного образования;

-организационно-методическом: методическое сопровождение

краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.)

осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их

работы, учета интересов;

- воспитательно-образовательном : деятельность педагога включает отбор

краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его

возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды

материалами о городе (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.). Согласование тематики занятий по ознакомлению с городом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.

Публикации по теме:

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Экскурссия в краеведческий музейЭкскурссия в краеведческий музей Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм- любовь к Родине, отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе
Опубликовано: 26 января 2015 в 13:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаева (УИ 273016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД