Елена Николаева
Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности.
Публикация «Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания в работе детского сада на современном этапе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является, гуманистическое воспитание ребенка с опорой на любовь к родителям, общечеловеческие ценности, семье, месту где он вырос и безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированнои дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности,
свойственные дошкольному возрасту.
Убеждение разных педагогов в том, что в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо
учитывать следующее.
1 .Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно
«входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе
определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне
краеведческого материала.
2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа
постепенного перехода, от более близкого ребенку, личностно значимого, к
менее близкому - культурно-историческим фактам.
3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
города, создание условий для активного приобщения детей к социальной
действительности, повышение личностной значимости для них того, что
происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка
вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и
является необходимым условием развития его субъектности.
4. Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог
ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
5. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории,
культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности,
в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном
и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление
поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение
экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они
имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья
(Масленица, Рождество, Пасха и др., познакомиться с жителями города -
носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и
т. п.
6. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде
всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
7. Создание такой развивающей среды в группе и ДОО, которая
способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры
с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы
декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) позволила бы
«удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования
его по законам добра и красоты».
8. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к
городу должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению
дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие
принципы.
-Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых
явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно)
и настоящее (в наши дни).
-Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке
полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие
общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
-Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого
ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола
ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и
познавательной сферы и др.
-Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом,
музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в
базовые программы дошкольного образования.
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор
создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как
важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений
и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным
городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды
детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с
дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического
планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные,
нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и
др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно
изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами,
переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга,
выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом,
подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности,
так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается
детское сообщество.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом,
особенно с его историей и достопримечательностями, является составление
рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.
1 . Сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями,
репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
2. Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
3. Не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете». 4. Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина.) объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан
воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города,
достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его
истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда
на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего
окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение
образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать
следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и
настоящему родного края.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице,
краю, стране.
3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все,
что происходит в городе, сопричастности к этому.
4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности,
культура, природа).
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении
с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс
характеризуется целостностью на всех уровнях:
-административно-управленческом: построение системы краеведческой
работы в рамках реализации регионального компонента стандарта
дошкольного образования;
-организационно-методическом: методическое сопровождение
краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.)
осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их
работы, учета интересов;
- воспитательно-образовательном : деятельность педагога включает отбор
краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его
возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды
материалами о городе (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.). Согласование тематики занятий по ознакомлению с городом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.