Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Решить проблемы детей поможет сказкотерапия»

Светлана Клавкина
Консультация для воспитателей «Решить проблемы детей поможет сказкотерапия»

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано очень много. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. В современном мире в детском саду воспитателям нередко приходиться сталкиваться с таким явлением как детская тревожность, агрессивность, замкнутость. Задача взрослых – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолеть трудности. А решить все эти проблемы детей можно через прекрасный способ воспитательного воздействия – рассказывание поучительных сказок, то есть сказкотерапию. Сказкотерапия – это один из самых быстрых и эффективных методов работы с детьми. Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач: - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; - развитие умения преодолевать трудности и страхи; - выявление и поддержка творческих способностей; - формирование навыков конструктивного выражения эмоций; - развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Публикация «Консультация для воспитателей „Решить проблемы детей поможет сказкотерапия“» размещена в разделах

Эта технология имеет многовековую историю - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Это народные и авторские сказки, сказки – переделки и сказки, придуманные для конкретных ситуаций. С персонажами сказок дети учатся отличать добро и зло, щедрость и жадность, милосердие и жестокость. Волшебные истории будят воображение детей и помогают перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постичь житейские истины и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью. Независимо от содержания терапевтические сказки всегда направлены на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения. Сила терапевтических сказок в том, что смысл сказок воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает содержание сказки как вымышленное : ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это - понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении.

Работа по методу сказкотерапии ведётся в тесном контакте психолога, воспитателей и родителей. Сначала определяем эмоциональную проблему ребенка : почему он агрессивен, капризен, тревожен, далее сочиняем сказку, герои которой будут помогать ребенку решать его проблему (страх, грубость, неуверенность, одиночество). Для того, чтобы сказка или история обрела силу или оказала воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил:

1. Сказка должна соприкасаться с проблемой ребенка как бы по касательной. Она должна быть в чем – то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, который бы помог ребенку увидеть возможности нового выбора. Взрослые должны помочь ребенку найти варианты решения сходных проблем.

3. Сказочные сюжеты должны разворачиваться в определенной последовательности. Начинать сказку можно со слов : «Жили – были…»

Когда вы начинаете рассказывать о том, что герой сталкивается с проблемой, то можно говорить: «И вдруг однажды…» Чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки, желательно сказать : «Из – за этого…» Кульминационного момента достигает сказка тогда, когда герои справляются с трудностями. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной: герой, совершивший плохой поступок, наказан; герой, который проходит через испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Мораль этих сказок такова : герои извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально меняется. Придумывать сказки лучше всего с животными. Животные близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними. Сочините сказочные сюжеты, где герой преодолевает самые разные препятствия: преодолевает боязнь темноты; перестает бояться собак; побеждает жадность. Сочинять истории и сказки про животных, как способ справиться с проблемами ребенка, можно на самые разные темы: про лисичку – ревушку; про непослушного зайчика; про белочку, которая боялась заходить в лифт и так далее. Мы всегда должны помнить о том, что дети нуждаются в друзьях и союзниках, что им, как воздух, необходимы наша любовь, понимание и принятие, что каждый ребенок уникален, является полноправной личностью. Поэтому нужно создать условия для успеха ребенка, дать ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Хорошо учить детей сочинять сказки в развивающих играх : «Сложи сказку»; «Измени конец сказки»; «Дорисуй сказку»; «Закончи сказку»; «Сказки наизнанку»; «Придумай сказку» и других. Затем предложить детям к сказкам нарисовать иллюстрации, после озвучить голоса героев сказок. Метод «сказкотерапии» помогает воспитанникам раскрыть свои способности. Ведь когда ребенок «говорит» за героя, то он не боится, не стесняется и таким образом показывает свои актерские данные. Посредством фантазий, ребенок словно примеряет разные образы на себя. И развивает не только свою речь, но и воображение, память. Таким образом, сказка позволяет ребенку сделать вывод по уже знакомой ситуации, проанализировать собственное поведение. Сказки, придуманные детьми, учат их дружить, уступать друг другу, заботиться о тех, кто рядом.

Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без компьютера или телефона» Несомненно, компьютер/телефон с выходом в интернет – чрезвычайно полезное достижение человечества. Это и справочник, и энциклопедия, и клуб.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать» Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Именно в это время начинается общение со сверстниками,.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Решить проблемы детей поможет сказкотерапия»
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 00:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД