МААМ-картинки

Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики

Нелли Налимова
Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю на подготовительной группе. В моей группе 28 человек. В начале и в конце года я провожу диагностику по изучению развития у детей интегрированных качеств. В группе дети любят и хотят играть и для этого у них есть много разных игр, игрушек которыми они играют чаще или реже. И я решила провести апробацию некоторых игр, игровых заданий для будущей диагностики.

Публикация «Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики» размещена в разделах

В дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр составленная на основе общего признака: степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Поэтому я отобрала для апробации игры, которые включает данная классификация:

игру с готовым содержанием (дидактическую);

творческую игру (режиссерскую).

Из игр с готовым содержанием я взяла дидактическую игру «Целый год», так как данная игра соответствует критериям отбора дидактических игр для педагогической диагностики :

1. она может проверить полученные детьми знания о мире природы;

2. отражает реальную картину окружающего мира;

3. обеспечивает возможность играть как отдельному ребенку, так и подгруппе детей;

4. позволяет ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

5. содержит полифункциональные знания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития.

Для апробации игры я разделила детей на 3 подгруппы и проиграла с каждой из групп в эту игру, отмечая показатели развития у детей интегративных качеств и выявила, что с помощью данной игры можно провести диагностику по следующим показателям:

«Умение работать по правилу»;

«Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции» (в интегративном качестве «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);

«Владеет диалогической речью» (в интегративном качестве «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия…»);

• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе» (интегративное качество «Любознательный, активный»);

• «Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) поставленных взрослым ( как можно по-другому сыграть в эту игру: что добавить, изменить, как бы ты сыграл, если бы не было карточек) (в интегративном качестве «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»).

В совместной деятельности детей я запланировала провести режиссерскую игру с образными игрушками животных. Дети любят и с интересом играют с ними, а также данная игра соответствует критериям отбора режиссерской игры для педагогической диагностики :

1. Я могу опосредованно руководить содержанием игры (совет, наводящий вопрос);

2. Могу участвовать в игре в качестве зрителя, наблюдателя;

3. Игры соответствуют возрасту детей, их интересам, желанию в неё играть;

4. Игрушки знакомы, устойчивы, реалистичны;

5. Можно поставить проблемное задание, задать наводящий вопрос;

6. Диагностика проводиться на содержании знакомой детьми игре;

7. Способствует диагностике нескольких параметров.

Девочки в группе чаще всего играли образными игрушками животных, придумывая незамысловатые сюжеты: мамы-детки, зверюшки поссорились, зверюшки пошли гулять, играть.

Мальчики включают данные игрушки в свои конструктивные игры: строят для них крепости, различные ограждения для будущих «битв за территорию», «крушений».

Поэтому я разделила детей на 2 группы и для каждой группы предложила свою проблему:

- девочкам «Зверюшки заболели, что делать?» (ведь девочки любят игры, в которых им надо кого-то пожалеть, опекать, проявить заботу);

- мальчикам «Зверюшки оказались на острове, где никто не живет, что делать?» (ведь здесь можно что-то построить, привезти).

Девочки сразу же включились в решение проблемы «стали подбирать оборудование нужное им для игр, так как знали, что у них лежит, распределили игрушки, стали придумывать сюжет, разыгрывать диалоги.

Мальчикам было сложнее, так как сюжет не был связан с битвами, крушениями, а содержал проблемную ситуацию – оказание помощи. Поэтому им требовались наводящие вопросы, помогающие начать игру:

- Как будем помогать?

- Что для этого нужно?

- Нужно ли распределить: кто что будет делать? Кто кому поможет?

Апробация игры показала, что активно взаимодействуя с игрушками в самостоятельной деятельности, дети успешнее могут решить поставленную перед ними игровую задачу, показать способы её решения, меньше тратят время на придумывание сюжета, а больше играют, и поэтому можно отметить больше показателей интегративного развития детей. Во время иргы детей я отмечала следующие показатели:

• «Умеет находить способы решения различных проблем с помощью действий поискового характера»;

• «В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем)»;

«Способен предложить собственный замысел и воплотить его» (в интегративном качестве «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»);

«Откликается на эмоции друзей, близких людей»;

«Сопереживает персонажам сказок, рассказов» (в интегративном качестве «Эмоционально отзывчивый»);

• «Владеет диалогической речью и адекватно использует вербальные и невербальные средства общения» (в интегративном качестве «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками»);

«Способен самостоятельно действовать»;

• «Задает вопросы, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому» (в интегративном качестве «Любознательный, активный»).

Старшие дошкольники любят о ком-нибудь заботиться, опекать: или это игрушка, или тот, кто младше его, показывая тем самым, что он большой, взрослый. Поэтому я выбрала для апробации игру «Поликлиника». Также она содержит необходимые критерии для её отбора в качестве диагностики :

1. Воспитатель может быть наблюдатель и участник в игре;

2. Игра выявляет диагностируемые параметры почти всех интегративных качеств;

3. Игровая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия;

4. Игра может продлиться до 40 минут;

5. Тематика игры знакома детям и учитывает диагностические показатели;

6. В игре используются предметы – заместители;

7. Выявить уровень ближайшего развития.

Сюжет игры, который я выбрала был прост и понятен детям «В городе много людей болеют гриппом, необходимо провести обследование своего здоровья в поликлинике». Распределив роли врачи – пациенты, дети стали выбирать необходимые атрибуты для игры: кому что нужно. Врачи стали готовить себе свои «кабинеты», в которых вместе с медицинским оборудованием лежали палочки, кубики, ленточки, в качестве предметом заместителей. Пациенты на стали дожидаться, когда откроется поликлиника, а стали организовывать в свои игры: кто-то стали строителями на стройке, кто-то открыл аптеку, кто-то художественную мастерскую: где можно лепить и рисовать. Наблюдая за игрой детей, я отмечала показатели интегративного развития детей, которые заранее придумала. Апробация игры выявила показатели почти во всех интегративных качествах в содержание, в которых входят умение взаимодействовать, проявлять свое отношение, умение регулировать свои действия:

«Любознательный, активный»;

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия»;

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;

«Способный управлять своим поведением…»

Проведя апробацию данных игр, я сделала вывод, что основным критерием их отбора является:

- возможность проявить ребенку свою инициативу и самостоятельность;

- не брать для диагностики незнакомые детям предметы, так как это будет затруднять развертывание игры;

- не вносить новые атрибуты, так как они будут отвлекать внимание детей и могут вызвать между детьми обиды, ссоры из-за желания играть с ними;

- придумать количество детей, которые будут участвовать в игре;

- посмотреть за состоянием каждого ребенка участвующего в игре:

как себя чувствует,

какое у него настроение,

сможет ли он сегодня увлечься, поиграть или провести с ним игру попозже,

заранее продумать и подготовить показатели, которые нужно продиагностировать,

проверить атрибуты, карточки игр (если они есть,

повторить для себя правила – ход игры: что сначала, что потом,

придумать организацию детей во время диагностики,

как будут играть дети не участвующие в диагностике, чем будут заниматься,

придумать место проведения игр

не мешать другим детям

чтобы другие дети не мешали детям участвующим в диагностируемом игровом задании.

Так, в ходе апробации игр, которые знают и играют дети в группе, я сделала вывод, что дидактическую игру «Целый год», режиссерскую игру с образными игрушками, игру «Поликлиника» можно использовать в качестве диагностики интегративных качеств детей подготовительной группы. Так как с их помощью можно точно и достоверно оценить большое число показателей интегративных качеств.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Я — воспитательДавайте знакомиться! Я — воспитатель В моей жизни так сложилось, что я пришла в детский сад работать воспитателем, работаю недавно, ещё нет года. Мне очень нравится моя профессия.

Сюжетно-ролевые игрыСюжетно-ролевые игры От 3 до 7 лет считается периодом дошкольного детства. До этого ребенок находился в семье и получал условия для своего развития из круга семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики
Опубликовано: 26 марта 2014 в 21:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты апробации игр и игровых заданий для педагогической диагностики» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Налимова (УИ 209052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД