Елена Швецова
«Рисуем непогоду. Музыка ветра». Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«РИСУЕМ НЕПОГОДУ. МУЗЫКА ВЕТРА»
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности воспитанников старшей группы с применением ИКТ.
Интеграция образовательных областей.
Познание. Беседы педагога об осени, изменениях в природе, рассматривание репродукций и иллюстраций.
Публикация «„Рисуем непогоду, Музыка ветра“, Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности с применением ИКТ» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коммуникация. Беседы о настроении и ощущениях, возникающих во время прогулки в осеннем парке, беседы о деревьях, листопаде.
Музыка. По плану музыкального руководителя. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» (октябрь).
Физическое развитие. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо». Психологическая гимнастика «Деревья». Игра «Копилка».
Художественная литература и иллюстративный материал. Предметные картинки по теме, репродукции картин великих русских художников. Художественное творчество. Рисование осенних деревьев под ветром и дождем. Изготовление букетов из осенних листьев для мам и бабушек.
Безопасность. Беседы педагога об опасных старых засохших деревьях
Вид. Продуктивная деятельность (рисование осенних деревьев под ветром и дождем, изготовление осенних букетов из листьев, праздничное оформление зала).
Программное содержание.
- уточнить представления о времени года (осень, температуре воздуха, продолжительности дня, непогоде, листопаде;
- прививать чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;
- формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений великих русских художников-пейзажистов;
- систематизировать и углубить представления детей об осенних изменениях в природе;
- закреплять умения детей изображать деревья в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками, с одной стороны, и отклоненными в сторону, с другой;
- расширять и обогащать словарный запас детей на осеннюю тематику: (ветер, ветрище, листопад, облетают, кружат, шуршат, сильный, задувает, пронизывающий, ветреная, штормовой);
- знакомить с исследовательской деятельностью: определить, на каких деревьях листья начинают желтеть быстрее, как наклоняются деревья под порывами ветра, как высыхают лужи при ветре, как стучат капли дождя по разным поверхностям;
- обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
Методические приемы.
На экране ноутбука рассмотреть репродукции картин великих русских художников:
- Иван Константинович Айвазовский «Радуга»;
- Виктор Ефимович Попков «Осенние дожди. Пушкин»;
- Ефим Ефимович Волков «Октябрь»;
Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»;
- Исаак Ильич Левитан «Бурный день», «Буря», «Осенний день в Сокольниках»;
- Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»;
- Федор Александрович Васильев «Гроза»;
- Юрий Иванович Пименов «Дождь»;
- Андрей Николаевич Шильдер «Овраг»;
- Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»;
Предварительная работа.
На экскурсии педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика. Самое лучшее время для экскурсии – октябрь, когда в природе уже наблюдаются признаки осени, желтеют и краснеют листья на деревьях и кустарниках, начинается листопад, летит паутина, улетают птицы в теплые края, часто идет дождь и дует ветер.
На прогулке по детскому саду у педагога «волшебная» корзинка для сбора листьев. Дети наблюдают за листопадом, за работой дворника, помогают ему убирать листья.
Так как НОД проводится в детском саду, где используются слайды и репродукции, материал дополняется фонограммами птичьих голосов, шума леса, музыкальными фрагментами произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Желательно позаботиться и о «сенсорных пробниках» - звукоподражание посредством использования шумовых инструментов.
Просмотр репродукций картин художников, демонстрирующих непогоду, можно насытить двигательными моментами.
Психологическая гимнастика «Деревья».
Дети стоят, ноги вместе, руки подняты вверх.
- подул слабый ветерок (дети сгибают и разгибают кисти рук);
- листочки зашевелились, зашуршали (дети сжимают и разжимают пальцы, произносят звук «ш-ш», помощники шуршат бумагой);
- ветер подул сильнее (дети наклоняются вперед, в стороны, помощники дудят в бутылку);
Физкультминутка.
Чтение художественных произведений на осеннюю тематику.
Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев.
Рисование фона для изображения деревьев с различными состояниями погоды.
Материалы и оборудование.
- декорации зала «Осенний лес»;
- репродукции картин;
- аудиозаписи «Звуки леса»;
- фрагменты произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
- ноутбук;
- анимационное сопровождение «Краски осени» (репродукции картин);
- детские картинки «Ветер в кронах», «Ветер», «Дождь», «Ива под ветром», «Поваленное дерево», «Ветер», «Розы из листьев»;
- магнитофон;
- мольберт;
- тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке;
- кисти мягкие №2, 4, гуашевые краски, стаканчики для воды, салфетки влажные, палитры для смешивания красок;
- декорации осенних деревьев;
- осенние листья (на пол, занавес);
- шумовые инструменты (бутылочки, веер, бумага, вентилятор);
- тучка (из синтепона) и металлический таз;
- костюм ветра, головные уборы из осенних листьев, шляпка для гриба;
Ход мероприятия.
Под музыку «Звуки леса» дети входят в зал и попадают в «осенний лес».
Педагог. Ребята, мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Слышите, как он шумит? (Фонограмма «Шум леса», на экране идут репродукции осенних пейзажей).
А какое же время года в этом лесу? (Осень). А как вы догадались? Расскажите это в стихах.
Дети читают стихи.
Девочки танцуют танец листиков.
Педагог. Ребята, а вы знаете, что у осени есть два верных друга? Отгадайте, кто первый друг.
Хоть без крыльев, а летает, безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, а бывает сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что, он был везде – миг, и нет его нигде.
Кто это? (Ветер). Да, правильно, дети, это ветер. Ребята, кто сегодня хочет быть «Ветром»? Вот ты теперь мой помощник – Ветер. Ты заглядываешь во все щели, окна, двери, вот и к нам сегодня заглянул.
Дети, ветер бывает такой разный, а какой? (Например, ласковый и нежный ветерок).
Давайте, дети, посмотрим на экран, как художник изобразил ветерок нежный и ласковый.
Педагог. Как вы догадались, что ветерок дует, но не сильный? (Ветви деревьев нагибаются, тучки бегут по небу).
Педагог. Покажи нам, «Ветер», какой ты ласковый и нежный. («Ветер» обмахивает детей и педагога веером). Ох, как нам хорошо и приятно!
Педагог. А еще ветер бывает каким? (Сильным, порывистым, сильным). Посмотрите на экран, вот как художник нарисовал сильный ветер. (На экране идут картинки с изображением ветра). Покажи нам, «Ветер», какой ты бываешь сильный, порывистый, злой. Вот такой! («Ветер» дудит в бутылку, завывает, а девочки - «листики» показывают, как «деревья» гнутся под ветром, наклоняют «ветви», роняют «листву»).
Педагог. А ещё какой ветер вы знаете? (Ветер-ураган, ветер-ветрище).
Педагог. Буря мчится и летит, ветер воет и свистит.
Буря страшная ревет, буря крышу дома рвет.
Посмотрите на экран и расскажите, что наделал такой злой ветер-ураган. (Повалил деревья, сорвал крыши домов, вызвал шторм на море).
«Ветер» включает вентилятор, под фонограмму ветра девочки - «листики» роняют листочки, гнутся к земле. На экране идут картинки с изображением бури и последствий ураганного ветра.
Педагог. Вот мы и познакомились с первым другом осени. А теперь отгадайте, кто второй друг осени?
Мочит поле, мочит луг! Мочит дом и все вокруг!
Туч и облаков он – вождь! Кто это? Конечно, ДОЖДЬ!
Правильно, дети, это дождик. Давайте споем про него песенку.
Дети поют песенку про дождик.
Педагог. Дети, хотите услышать голос дождика? (Педагог берет мокрую «тучку» (из синтепона) и выжимает ее содержимое над металлическим тазом). Дети слышат голос дождя.
Педагог. А теперь, дети, давайте посидим немножко на опушке леса!
Педагог предлагает детям сесть на цветные подушечки на полу, присаживается сам и рассказывает детям историю о лесной опушке.
(Включается фонограмма «Звуки леса»).
Педагог. На краю леса жила-была опушка. Грело ее теплое солнышко, поливал дождик, поэтому очень быстро выросло на опушке деревцо, красивое и стройное. Зимой деревцо спало, набиралось сил для весеннего цветения, летом красовалось зеленое-презеленое, а осенью его листочки становились желтыми, оранжевыми, красными. Под деревцем вырос грибок-боровичок, пухленький, в шляпке. И однажды на опушке появился ежик, шуршит ежик по травке (педагог шуршит бумагой). Увидел ежик грибок и решил позавтракать грибочком. Только подошел к нему и – вдруг! – все переменилось!
(Включается фонограмма «Звуки ветра»).
Подул ветер, листва зашумела, деревце согнулось, начался листопад, ежик голодный укатился прочь!
Вот такая история, дети.
Педагог. А давайте оживим эту картинку? Кто хочет быть деревом? Ежиком? Грибочком? Ну, а «Ветер» у нас уже есть. Итак, начинаем!
Педагог повторяет историю еще раз, а дети «оживляют» его рассказ.
Педагог. Стой, ветер! Не шуми! (Сценка останавливается, педагог благодарит своих помощников и предлагает детям присесть на «опушке леса»).
Педагог. Дети, давайте нарисуем ветер! Но как это сделать, ведь ветер – невидимка
Педагог. Оказывается, художники умеют рисовать ветер, но не сам ветер, а то, что ветер делает с предметами: развевает волосы, качает деревья, гонит листву, тучи, валит деревья, вызывает шторм на море.
Педагог. «Ветер», помоги мне, подуй чуть-чуть, а я тебя нарисую.
Педагог подходит к мольберту и рисует облака пальцами, а деревья, кустарники и дождик кистью.
Педагог. Давайте, дети, нарисуем деревья под ветром и дождем.
Педагог просит детей встать и показывать жестами его рассказ (физкультминутка).
Дети начинают рисовать. Педагог уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Педагог предлагает по желанию добавить к рисунку изображение ежика, грибка, зонтика, который улетел.
По окончанию рисования (пока сохнут рисунки).
Игра «Копилка».
В конце занятия дети демонстрируют свои рисунки гостям, соединяя их в одно полотно. Получается изображение целого парка под ветром и дождем.
Педагог. Дорогие гости! Дети приготовили вам подарки – осенние листики, чтобы наша встреча вам запомнилась. (Дети вручают гостям подарки).
Педагог. Ребята, Осень-волшебница и вам оставила подарки на память – розу из осенних листиков и конфетки от Белочки из осеннего леса.
А теперь давайте попрощаемся нашими гостями.