Елена Шишлакова
Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит
в те же периоды жизни, что и у здоровых детей — с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.
Ритмическая гимнастика применима при коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников, что экспериментально доказано улучшением физического развития, подготовленности детей, психомоторики и функционального состояния различных систем организма, и как следствие, коррекцией имеющихся отклонений в развитии у данной категории детей.
Публикация «Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
В своей работе с глухими и слабослышащими дошкольниками ритмическую гимнастику провожу в различных вариантах:
1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера включающие различные комплексы ритмической гимнастики с использованием разных по звучанию музыкальных композиций.
2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжается 10-20 минут).
3. При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
4. В выступлениях детей на утренниках, праздниках, конкурсах.
Основу ритмической гимнастики составляют физические (обще развивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений. Упражнения выполняются как без предметов так и с различными предметами (гимнастическими палками, жгутами, обручами, султанчиками).
КOMПЛEKC PИTMИЧECKOЙ ГИMHACTИKИ
С гимнастическими палками
«Я PИCУЮ HA OKHE»
1 КУПЛЕТ:
Я рисую на окне,
Мир почти такой, как наш.
Я рисую на окне,
Акварели и гуашь.
И. П. - палка в обеих руках. Ноги на ширине плеч.
Поднимаем палку вверх, руки прямые.
Опускаем палку вниз, исходное положение.
Краски яркие возьму
И раскрашу серый цвет,
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет.
И. П. – руки опущены вниз, ноги вместе.
Руки прямые вперёд, прыжком ноги на ширине плеч поворот вправо (влево, поворот прямо, опустить руки вниз, прыжком ноги вместе.
Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
И. П. - руки внизу, палка в обеих руках, ноги на ширине плеч.
Отводим палку через низ в правую (левую) сторону, одновременно сгибая колено в полуприсяде правой (левой) ноги.
Кто-то ищет целый век,
Где-же счастье, вот оно,
Здравствуй, добрый человек,
Посмотри в моё окно.
И. П. – палка к груди, ноги вместе.
Палка вперёд, праву (левую) ногу в сторону на носок.
Палка к груди, приставить ногу.
Припев:
Ты посмотри, на моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри, будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне.
И. П. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Поднимаем руки вверх одновременно поднимаясь на носки, кружение на месте на носках 1 раз.
Руки вперёд, поворачиваем палку вертикально (горизонтально) выполняя «пружинку»
2 КУПЛЕТ:
Я рисую новый мир,
Пусть моя не сохнет кисть.
Я рисую новый мир,
Эй, прохожий, оглянись.
И. П. – палка внизу, ноги на ширине плеч.
Палка вверх, сгибая руки палку назад на плечи, палка вверх, вернуться в исходное положение.
Если что-то ты хотел,
В этой жизни изменить,
Нарисуй в своём окне,
Мир, каким он должен быть.
И. П. – палка вперёд в вытянутых руках, ноги широко расставлены. Наклон к правой (левой) ногу, провести палкой по ногу снизу вверх, вернуться в исходное положение.
И я верю, что когда,
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век,
Без обид и слёз в глазах,
Где ты, добрый человек,
Это всё в твоих руках.
И. П. – произвольно, палка внизу.
Прокручиваемся на месте в правую (левую) сторону с постепенным приседанием, палку вынести вперёд.
Встать и вернуться в исходное положение.
Припев:
Ты посмотри, на моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри, будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне.
И. П. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Поднимаем руки вверх одновременно поднимаясь на носки, кружение на месте на носках 1 раз.
Ставим палку вертикально к полу и обходим на носках в левую (правую) сторону.
Краски яркие возьму
И раскрашу серый цвет,
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет.
Повернулись в левую сторону.
И. П. – палка прижата у груди. Наклон вперёд, палку выносим вперёд перед собой, выпрямиться, наклон прогнувшись назад, палку выносим вперёд, выпрямиться, исходное положение.
Припев:
Ты посмотри, на моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри, будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне.
И. П. – палка опущена вниз.
Поворот в кружении в левую сторону, палка в вытянутых руках перед собой, «пружинка», поворот в кружении в исходное положение.
Поворот в кружении в правую сторону, палка в вытянутых руках перед собой, «пружинка», поворот в кружении в исходное положение.
Припев:
Ты посмотри, на моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри, будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне.
И. П. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
Поднимаем руки вверх, одновременно поднимаясь на носки, кружение на месте на носках 1 раз.
Ставим палку вертикально к полу и обходим на носках в левую (правую) сторону.
Конец
Медленно опускаем палку вниз и кладём её на пол, разводим руки в стороны и наклоняемся вперёд.
Комплекс ритмической гимнастики
«Лети лепесток»
С ЛЕНТАМИ
Подготовительная к школе группа.
Начало
Лены за спиной.
Наклон головы к правому (левому) плечу – пружинка.
Ленты опустить вниз.
Правую руку в сторону – машем лентой (движением кисти).
Потом правую руку опустить, левую руку в сторону – машем лентой (движением кисти).
I куплет
Лет мне немного, но и не мало. Может и невдомек.
В сказках когда-то я прочитала,
Что есть такой цветок.
Руки опущены вниз.
Правую руку в сторону, вперёд, в сторону, опустить вниз.
Левую руку в сторону, вперёд, в сторону, опустить вниз. По два раза
Всё он исполнит если захочешь,
Стоит лишь загадать.
Вот бы найти цветочек мне этот,
Чтобы ему сказать.
Правую руку вверх, левую руку вверх, одновременно плавно опускаем руки, вращая ленты движением кистей.
Выполнять 4 раза.
Припев:
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
Одновременно махи лентами через стороны, вверх и вперёд, затем так же назад. Два раза.
Над землёй кружись, летай,
Все желанья исполняй.
Руки с лентами вперёд, кружение на месте.
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
Руки в стороны, легкий бег вперёд
Лёгкий бег назад.
С севера лети на юг,
Возвращайся, сделав круг
Поочерёдно ленты вверх.
Присесть. Правую руку за спину, левую руку за спину, ленты по полу.
IIкуплет:
Кто-то наверно будет смеяться,
Пусть по ему смешно,
А я хочу во всём разобраться,
Ведь мне не всё равно.
В добрую сказку нужно поверить,
Сказка чудес исток.
Пусть же кружиться
Ветром гонимый
Маленький лепесток.
И. п. – ноги шире плеч, руки с лентами за спиной.
Выпад в сторону на правую ногу, руки прямые вперёд, лента волной.
Выпад в сторону на левую ногу, руки прямые вперёд, лента волной.
По два раза.
Обе ленты вместе возле правой ноги.
Переносить через верх к левой ноге. 8 раз.
Припев:
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
Одновременно махи лентами через стороны, вверх и вперёд, затем так же назад. Два раза.
Над землёй кружись, летай,
Все желанья исполняй.
Руки с лентами вперёд, кружение на месте.
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
Руки в стороны, легкий бег вперёд
Лёгкий бег назад.
С севера лети на юг,
Возвращайся, сделав круг.
Поочерёдно ленты вверх.
Присесть. Правую руку за спину, левую руку за спину, ленты по полу.
Проигрыш
Повернуться направо, сесть на одно колено, выполнять махи лентами. Встать. Повернуться налево, сесть на одно колено – махи лентами.
Припев:
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
Два шага вправо, руки от груди в стороны,
Два шага влево, руки от груди в стороны.
Над землёй кружись, летай,
Все желанья исполняй.
Кружение на месте два раза
Лети, лети лепесток,
На запад и на восток,
С севера лети на юг,
Возвращайся, сделав круг.
Возвращайся, сделав круг.
Лёгкий бег вперёд
Кружение на месте.
Лёгкий бег назад.
Кружение на месте.
Присесть.
Правую руку за спину, левую руку за спину, ленты по полу.
Комплекс ритмической гимнастики
«Точка, точка, запятая».
Младшая группа. Дети 3-4 лет.
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
Правая рука вперёд, двигаем ладошкой,
Левая рука вперёд, двигаем ладошкой.
Прячем руки за спину и опять поочерёдно поднимаем руки вперёд, двигая ладошками.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его.
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали – только и всего!
Выполняем пружинистые движения ногами стоя на месте, прямые руки вперёд – движение «мельница».
Что вы! Что вы! То важно.
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
И. п. - руки на поясе. Выполняем пружинку, одновременно отводим правую руку в сторону. Возвращаемся в исходное положение.
Выполняем пружинку, отводим левую руку в сторону, затем в и. п.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек.
Руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Наклон вперёд. Выпрямиться, и. п.
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
Руки на поясе.
Топаем 4 раза правой ногой.
Затем топаем 4 раза левой ногой.
Наклон вниз, хлопаем ладошками по ногам – 2 раза.
Проще знают даже дети,
Как прожить на белом свете,
Легче этого вопроса нету ничего.
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, сильным, добрым –
Только и всего!
Руки в стороны.
Идём в круг постепенно поднимая руки вверх.
Возвращаемся на свои места – разводим руки в стороны – 2 раза.
Как всё просто удаётся,
На словах и на бумаге,
Как легко на этой карте стрелку начертить.
А потом идти придётся,
Через горы и овраги,
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить.
Ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Присесть – хлопок руками перед грудью.
Встать – развести прямые руки в стороны.
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
И. п. – сидя, руки сзади в упор, ноги прямые.
Двигаем стопами ног.
Сгибаем ноги в коленях, обхватывая их руками.
Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
И. п. – сидя, руки сзади в упор, ноги прямые.
Разводим прямые ноги в стороны, возвращаемся в и. п.
Точка! Точка! Запятая!
Точка! Точка! Запятая!
Точка! Точка! Запятая!
Запятая! Запятая! Точка!
Встаем с пола.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки прямые вверх.
Выполняем «пружинку», одновременно руки к плечам – 3 раза.
Наклон, руки опустили вниз.