Приложение МААМ

Родительская гостиная «Поговори со мною, мама». Тренинг для родителей

Екатерина Требушная
Родительская гостиная «Поговори со мною, мама». Тренинг для родителей

Пояснительная записка

В современном мире очень часто отмечается дефицит общения между родителями и детьми. Родители начинают сталкиваться с проблемами взаимопонимания с детьми уже в дошкольном возрасте. «Способствует» этому и достаточно длительное времяпребывания в виртуальном пространстве многих родителей и детей. И это становится одной из причин того, что всё больше современных дошкольников имеют недостаточное развитие психологической и личностной зрелости на пороге школы. Например, их познавательное развитие заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы ещё 15-20 лет назад. Нынешние дошкольники имеют слабое развитие воображения, больше ориентированы на наглядность воспринимаемой информации, и соответственно, имеют недостаточное развитие слухового восприятия и понимания. У них более низкий уровень речевого развития, появляется всё больше детей с нарушениями в развитии речи. Появляется более низкий уровень общения детей: не умеют налаживать отношения друг с другом, неохотно подчиняются внешним требованиям, трудностью становится, и соблюдение общих правил.

Публикация «Родительская гостиная „Поговори со мною, мама“, Тренинг для родителей» размещена в разделах

Однако в тоже время, по мнению доктора педагогических наук, профессора МПГУ, Натальи Горловой, современные дети обладают повышенной потребностью к восприятию информации, они имеют завышенную самооценку, сфера духа современного ребёнка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. В связи с этим, дети становятся более активными, требуют к себе повышенного внимания, часто протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать. И им часто надо знать смысл действий, которые предлагают им взрослые. Вопрос «зачем?» пришёл на смену вопросу «почему?».

И поэтому, в связи с такими особенностями развития ребёнка в современном социуме, более гармоничное, конструктивное развитие взаимодействия между родителями и детьми приобретает значительное влияние на формирование личности ребёнка, которая будет более адаптивна в условиях развития современного мира. По словам Н. А. Горловой «развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определённой системы семейных отношений, когда ребёнок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнёром по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребёнка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах».

Для решения проблем общения родителей со своими детьми, для помощи в создании более доверительной атмосферы в детско-родительских отношениях был создан тренинг «Поговори со мною, мама, в рамках организации родительской гостиной. Составлен из цикла четырёх встреч, которые направлены на поиск и обнаружение в восприятии картины воспитания родителями своего ребёнка тех моментов, которые помогут увидеть важность некоторых точек соприкосновения при построении диалога с ребёнком, которые будут способствовать развитию у него качеств уверенного, целеустремлённого, творческого, ответственного человека. Также тренинг направлен на уменьшение конфликтных ситуаций в семье, снижение психоэмоционального напряжения, организацию такого эмоционально-личностного общения и совместную деятельность с ребёнком, которая поможет снизить страхи и тревожность, проявления агрессивности и будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. Каждое занятие тренинга построено таким образом, чтобы через определённые вопросы, проблемные ситуации, задачи и задания родители могли лучше осознавать сам процесс развития ребёнка и их роль и значение для формирования психологически здорового сына или дочери. Также в каждое занятие включены игровые методы и приёмы, которые родители могут использовать при общении с детьми дома и домашние задания.

Цель программы: актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей, гармонизация и поддержка детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми.

2. Способствовать формированию и развитию навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком.

3. Профилактика развития психоэмоционального напряжения в детско-родительских отношениях.

4. Познакомить с формами и методами организации совместной деятельности родителей с детьми.

Программа тренинга рассчитана на проведение одного занятия в месяц. Ориентировочное количество участников 10-15 человек. Материал тренинга больше подходит для родителей детей старшего дошкольного возраста, могут участвовать и родители средней группы.

Ожидаемые результаты: использование полученных знаний родителями для применения в общении со своим ребёнком, осознание значимости данного процесса для формирования и развития личности ребёнка.

Программа тренинга «Поговори со мною, мама

Занятие № 1

Задачи:

Настроиться на совместную работу, определить некоторые ориентиры процесса взаимодействия родителей и детей.

Показать влияние родительских установок и высказываний на формирование психологических особенностей ребёнка.

Познакомить с игровыми приёмами, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми дома.

Материалы и оборудование: свеча, коробочка – шкатулка, лента, карандаши, бумага, планшеты для бумаги, заготовленные рисунки ладошек детей, мандалы раскраски.

Ход занятия:

Вступление:

«Добрый вечер, уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на первую встречу цикла занятий «Поговори со мною мама, на которых мы попробуем раскрыть те важные задачи в развитии ребёнка при взаимодействии его с родителями, которые помогут ему стать более уверенным и успешным в социуме.

Часто в жизни мы привыкаем к неким шаблонам, неким традиционным ходам, схемам, как должно быть, что делать, чтобы быть «хорошей мамой». А на самом деле, общение каждой мамы со своим ребёнком достаточно уникальный процесс. Ведь к вам пришёл именно ваш ребёнок, со своей системой внутреннего управления, со своими взглядами и мыслями, со своей уникальностью, со своей программой реализации в мире. Конечно, есть подсказки, ориентиры, которыепомогают, если нам сложно, если мало или практически нет опыта гармоничного общения в нашем детстве, но очень важная задача каждого родителя изначально ориентироваться не на социум с его правилами, а на то чувство единения и радости, которое возникает у вас при общении с вашим неповторимым ребёнком, и у каждого оно своё.

Наши встречи помогут вам обнаружить те важные моменты, которые раскроют некоторые секреты детского мира, помогут увидеть те действия, реализуякоторые можно прийти к взаимопониманию с ребёнком. И вы сможете обнаружить и свои внутренние ресурсы для этого процесса, которые помогут быть эмоционально устойчивей и меньше утомляться.

И сейчас я предлагаю вам ответить на следующий вопрос: «Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка? Какими качествами, хотели бы, чтобы он обладал?»

Хорошо, спасибо, скажите, а для чего ребёнку обладать такими качествами, в чём в жизни это ему поможет? А может быть просто для того чтобы, вам было удобно, чтобы он стал более покладистым, послушным, а не для того, чтобы ему легче было реализовываться в современном мире. Спасибо, вам за ответы. Сейчас мы наметили очень важные ориентиры.

Давайте начнём немного нестандартно, сотворим некое волшебство, ведь это то, что особенно любят наши дети. Я зажгу свечу. И представьте, что к каждому из вас в детстве как-то пришёл добрый волшебник и принёс волшебную коробочку, такую, например, или другую и говорит: «Здесь находятся три самых важных качества, которые тебе помогут в жизни. Нужных качеств много, но эти очень важные. Прими этот дар». Как вы думаете, какие три качества там были?

Там были спокойствие, уверенность и смелость.

И теперь мы тоже можем превратиться в добрых волшебников для наших детей и помочь им открыть в себе эти важные качества и много других. И общаясь с ребёнком можно всегда задавать себе мысленно вопрос, а как это поможет ему стать увереннее, стать более смелым, сохранять спокойствие в самых сложных ситуациях. А может мы общаемся сейчас так, что наоборот помешает развивать эти качества. Вот представьте, ваш ребёнок пошёл в первый класс, и как здорово будет, если он будет уверенно себя чувствовать при ответах учителю, при знакомстве с новыми друзьями, быть смелым, когда потребуется высказать своё мнение или справится с конфликтной ситуацией или оставаться спокойным, когда встречается с ошибками или неудачами.

И в начале нашего тренинга предлагаю выполнить упражнение «Давайте познакомимся».

Надо представиться следующим образом, сказать своё имя, имя ребёнка и сказать, что любите вы и что любит ваш ребёнок. например,«Я мама Светлана сына Артёма, я люблю печь торты, а Артём любит играть в машинки».

Спасибо, вот таким способом мы с вами немного и познакомились.

На наших встречах, я буду дополнительно показывать некоторые простые игры и упражнения, которые вы сможете провести со своими детьми. И первое такое упражнение называется «Рисунок на спине». Сейчас вам необходимо поделиться на пары. И кто-то из пары попробует нарисовать на спине партнёра простой рисунок, например, солнце, волны, цветок, домик, или это могут быть буквы или цифры, а второй участник должен отгадать, что нарисовали. Потом поменяетесь местами. Рисовать можно и на ладошке, только нельзя смотреть. Через чувственное восприятие эта игра будет побуждать к активной мыслительной деятельности ваших детей.

Сейчас мы с вами проведём следующее упражнение, его можно назвать «Линия жизни». Вы помните, что одним из важных качеств, которые помогут ребёнку в жизни является уверенность. Я обозначу ленточкой некоторую линию, так называемую линию жизни, по которой пойдёт наш ребёнок. Кто-то из вас сейчас побудет ребёнком и попробует пройти по этой линии. Для этого я буду зачитывать фразы, которые родители часто используют при общении со своими детьми или фразы, которые могут формулировать сами дети. И мы с вами вместе будем решать, поможет эта фраза пройти ребёнку вперёд, и он сделает шаг вперёд, или эта фраза затормозит его, или он сделает шаг назад.

Итак, начинаем.

«Мама, я сегодня хочу пригласить в гости Ваню, поиграть в машинки».

«Посмотри на Дашу, какая она опрятная девочка, а ты почему такая неряха у меня».

«Я очень рада, что у тебя получается рисовать всё лучше и лучше»

«Мы с папой решили, что тебе надо дополнительно заниматься танцами, все девочки ходят на танцы»

«Мама, я хочу сконструировать вот такой самолёт»

«Сынок, если хочешь, иди и делай»

«Тебе нужно с кем-нибудь подружиться, нехорошо, вот так играть всё время одному»

«Здорово, что ты сам решил помириться с Колей»

«Я вижу, что ты сегодня расстроился, если хочешь, мы можем с тобой поговорить об этом»

«Что за грязь у тебя в тетрадке, ты всё время так неаккуратно пишешь»

«Я лучше знаю, что тебе сегодня надо одеть»

«Главное не опускать руки, и у тебя всё получится».

«Здорово, что ты помог Вове подружиться с остальными ребятами»

«Тебе не стыдно, ты почему так себя ведёшь?»

«Мама, я решил, что буду каждый день понемногу раскрашивать, чтобы у меня получалось лучше»

«Мама я захотел тебе сделать приятное и нарисовал для тебя такой цветок»

Уважаемые родители, а теперь я предлагаю подумать, какие фразы могут посеять в ребёнке сомнение, что я какой-то не такой, со мной что-то не так? Про что они могут быть? Что несут в себе, какой посыл?

Например, сравнение с остальными детьми, показывает ребёнку, что ему надо ориентироваться не на себя, свои желания и стремления, а соотносить, то, что он делает с каким-то внешним образцом. Или частые пристыживания, также могут сделать ребёнка робким и неуверенным, он будет чувствовать, что с ним что-то не так. Частые негативные оценки, отсутствие видения того, что положительного, нового, важного для своего опыта, сделал ребёнок, делает его сомневающимся, тревожным, трусливым, сильно эмоционально переживающим и часто болеющим. Когда мы многое решаем за ребёнка и даже не даём ему проговаривать про свои желания и намерения, также не способствует развитию его уверенности, смелости, решительности и социальной активности.

Вспомните, как часто в нашем детстве звучали фразы, которые заставляли нас делать шаг назад. По неопытности и неумению наши родители говорили фразы, которые сеяли в нас сомнения про нас же самих.

Итак, что может посеять сомнения и неуверенность в ребё нке:

- сравнения с другими;

- негативная оценка;

- частое пристыживание;

- необоснованные запреты;

- принятие решений за ребёнка.

Игра «Недорисованная картинка».

Сейчас предлагаю, ещё одну игру, в которую можно поиграть с ребёнком, называется «Недорисованная картинка». Она очень хорошо развивает воображение. Нарисуйте круг, а теперь превратите его в любой предмет. Теперь нарисуйте и превратите в любой предмет квадрат. Это может быть целое изображение или часть какого-то большего изображения. Например, круг превращаем в солнце или это часть гусеницы.

Рисунок желания.

А теперь, представьте себя в возрасте вашего ребёнка или немного старше. И вспомните, что вам больше всего хотелось, чтобы это было в вашей семье, в детском саду, или просто было какое-то отдельное желание, но именно ваше.

Вы можете сейчас не озвучивать своё желание, а нарисовать на этом небольшой листочке символ того желания, с чем оно у вас ассоциируется, может с солнцем или морем, птицей или салютом…И сейчас мы разложим наши детские желания и давайте почувствуем, что исходит от этих рисунков. Наша детскость, это тот свет, который ниточкой связывает нас с нашими детьми. Это истинные порывы нашей души, наша смелость мечтать и хотеть, наша вера и любовь. Конечно, наши дети чаще всего просто хотят много любви, тепла, ласки и понимания.

Рефлексия участников тренинга.

Подходит к концу наша первая встреча. Может кто-то хочет поделиться тем, что дала вам эта встреча, с чем вы соприкоснулись, может, заставила о чём-то больше задуматься, вызвала какие-то чувства и эмоции?

Я благодарю вас за сегодняшнее участие.

И сейчас я раздам вам нарисованные ладошки ваших детей. И на каждом пальчике ладошки, в присутствии вашего ребёнка, вы можете написать его самые сильные качества, то, что вас радует, чем вы гордитесь. Вы можете сделать отдельную ладошку про его умения. А ещё нарисуйте свою ладошку, и пусть теперь сам ребёнок будет озвучивать что-то хорошее про вас, про то, какой (каким) он вас видит. Эта игра позволит вам, соприкасаясь с очень ценными и порой часто ускользающими от нашего внимания моментами близости, сформировать в ваших отношениях атмосферу большего доверия и принятия.

А также хочу подарить вам вот эти мандалы, которые вы можете раскрашивать вместе со своими детьми.

До следующей нашей встречи!

Публикации по теме:

«Мама, будь всегда со мною рядом». Видеоотчет о праздничном концерте, посвященном Дню матери В конце ноября во всех детских учреждениях России прошли праздничные мероприятия, посвященные дню матери. Детки средней группы "Колобок".

Видео «Будь со мною рядом, мама»Видео «Будь со мною рядом, мама» Самое высокое призвание женщины — быть мамой. "Мама" - первое слово, которое говорит ребёнок. Оно звучит одинаково на большинстве языках.

Детско-родительская встреча «Семейная гостиная»Детско-родительская встреча «Семейная гостиная» Детско – родительская встреча «Семейная гостиная» Задачи: 1Обогащение детско-родительских отношений. 2. Вовлечение их в воспитательно-образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительская гостиная «Поговори со мною, мама». Тренинг для родителей
Опубликовано: 22 июля 2025 в 09:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительская гостиная «Поговори со мною, мама». Тренинг для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Требушная (УИ 280571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных