Светлана Хохрякова
Родительская встреча «Два мира. Два взгляда на воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская встреча
«Два мира. Два взгляда на воспитание детей»
(психологическая игра для родителей)
Цель: демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского. Учет противоположного мнения и привлечение отцов к делу воспитания детей.
Задачи: определить взгляд в вопросе воспитания девочек и мальчиков с точки зрения пап и мам.
Публикация «Родительская встреча „Два мира, Два взгляда на воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка с учетом гендерных особенностей.
Материал к собранию:
условные обозначения команд;
листы бумаги или ватман, фломастеры или маркеры для работы в группах; доски для демонстрации ответов групп;
песочные часы;
игрушки; детские рисунки; 2 мяча;
памятки для родителей
Ход мероприятия.
Ведущий приветствует участников игры: «Добрый вечер! Мы рады очередной встрече с вами. И говорить мы с вами сегодня, как и всегда, будем, конечно же, о наших детях».
Как вы понимаете высказывание – «Дети – цветы жизни». (Участники высказывают свое мнение.)
Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые, понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки.
Когда мы говорим о мальчиках и девочках, мы – хотим этого или нет – имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни.
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. (предложить вспомнить эпизод из сказки – Мальвина – Буратино). Девочки более эмоциональны, обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
Особенности мышления дошкольников определятся различием восприятия. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек. У девочек лучше развита речь, но их ответы более однообразны, мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к они реже раскрывают его в словах.
У девочек речь беглая, они быстрее читают, красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам.
Какие вы знаете интеллектуальные передачи(«Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др)
Вы замечали, что представители и победители интеллектуальных шоу – чаще всего, мужчины. ?
У мальчишек сильнее развито пространственное представление, тре-бующее поиска. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
Представители мужского пола обладают большей физической силой, но уступают женщинам в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированы, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют разнообразные вопросы и проблемы, выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, спортом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, менее охотно занимаются самообслуживанием, проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются травмы.
Под влиянием дурного примера взрослых у мальчиков может формироваться ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.
Таким образом, в воспитании ребенка важно учитывать гендерные, т. е. половые особенности.
Вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин, да в школе преимущественно, женское воспитание. В общем-то, ничего странного в этом нет: во-первых, женщине самой природой определен находиться рядом с маленькими детьми, во-вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности, тактичности, ласки. Эти качества вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей. И, наконец, чего скрывать, размер оплаты труда воспитателя, не дает профессии войти в разряд престижных мужских профессий.
А какие профессии можно считать мужскими? (ответы) А жен-скими? (ответы).
Но не приходится удивляться тому факту, что женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и др.
Мужчины становится в семье добытчиком, при этом частично отстраняясь от воспитания детей. Вроде все верно, воспитанием детей испокон веков занимались женщины. Но все чаще одолевает нас, родителей и педагогов желание мужского воспитания. Воспитание, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Всему этому могут научить и женщины, просто у мужчин это получается лучше.
Сегодня мы с вами и поговорим о наших дочках и сыночках, о воспитании мальчиков и девочек. А точнее поиграем. Для начала надо разделиться на две команды. Пусть у нас будет команда «ДОЧКИ», в которую войдут родители девочек, и команда «СЫНОЧКИ», в которую войдут родители мальчиков. (вариант – «Мамы» и «Папы»). Команды занимают места.
ЗАДАНИЕ 1. «Вот они какие, наши дети»
Напишите, какими качествами должны обладать мальчики (команда «Сыночки») и девочки (команда «Дочки»). На выполнение дается 2 минуты.
(Участники записывают качества. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы можно вывесить на доску.)
Ведущий. Как мы видим, мальчики и девочки наделяются разными каче-ствами. Это происходит потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем отличающиеся жесты и мимику, интонацию.
ЗАДАНИЕ 2. «Магазин игрушек».
Предлагаем пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Затем представители команд аргументируют свой выбор с точки зрения психики ребенка. На выполнение задания – 3 минуты. Можно дать общее для команды задание – выбрать 3-4 игрушки.
(участники отправляются за «покупками», затем обосновывают свой вы-бор)
Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в игровой деятельности. Игра сопровождает ребенка-дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить ответственно. Игрушка может вызывать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Родители понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но часто дети в эти игры играют одни, или с братьями и сестрами. Родители считают исполненным свой долг, и участия в играх не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр.
ЗАДАНИЕ 3. «Игры нашего детства».
Вспомните названия игр, в которые вы играли в своем детстве с детьми (Ответы участников.)
Какие игры предпочитают Ваши дети? (Родители делятся опытом семейного воспитания. Рассказывают о детских играх в домашних условиях, о своем участии в играх детей)
И в игре, и в жизни мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, собирают и разбирают игрушки, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на стол, тумбочку, ползают по спинке дивана, виснут на двери.
Таким образом, способы поведения мальчиков и девочек в игре до-вольно-таки различны. И советуем Вам: чаще играйте с детьми!
Предлагаем вам игротеку «Школа мяча».
1. «Поймай мяч» (можно с называнием имени ребенка)
2. «Подбрось – поймай»
3. «Прокати мяч» (варианты придумывают родители : друг другу, в ворота, в тоннель, под стулом, по дорожке).
4. «Догони мяч» (родители стоят в кругу, 2 мяча передаются по кругу)
5. «Скажи наоборот»
6. «Съедобное – несъедобное»
Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. А как здорово ребенку, когда с ним играет мама и папа. Детям необходима забота и помощь взрослых.
ЗАДАНИЕ 4. «Решение задач».
Теперь предложим вам решить несколько педагогических ситуаций.
В. Крестов «Тепличное растение»
Болеет без конца ребенок.
Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.
«Ведь я его с пеленок
Всегда в тепле держать стремлюсь.»
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя,
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное созданье,
А не бойцов-богатырей.
(Каким вырастет ребенок)
С. Погореловский «Хитрая мама»
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
«Устала я шагать-идти!»
«Зачем шагать? – сказала мать.
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так, еще давай-ка!
Теперь попробуй, покажи-ка
Как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок.
Ух, как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, осторожно…
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но, постой! Вот мы уже и дома!
(Знакомая ситуация? Как вы оцениваете поведение мамы)
«Шарик»
Подарила мама Тане шарик с красным петушком.
Ой, какой красивый шарик, все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.
Подошел к Катюше Рома: «Ну, чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем, так давай играть моим.
Посмотри, цветок на нем, будем с ним играть вдвоем».
(Как оцениваете ситуацию, отношение мальчика к девочке)
ЗАДАНИЕ 5. «Порисуем?»
В подсознании любого человека присутствуют архетипы, фундаметальные образы, восходящие к глубокой древности. Подобные символы проявляются в детских снах и рисунках.
У мальчиков это
Символы свободы и путешествий (ветер, горы, окно, мосты, космические полеты, горизонт, машины, самолеты, ракеты, корабли,
Символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи,
Символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость,
Символы победы (флаг, горн, крики «Ура!»)
А у девочек в снах и в рисунках проступает другая система сим-волов:
Символы материнства – куклы, невесты, детские кроватки, коляски;
Символы женственности, изящества, легкости, нежности – воздушные шары, птички, принцессы;
Символы очага и домашнего уюта – дом, стол, занавески, посуда;
Символы достатка в доме – ягоды, фрукты, грибы, овощи;
Символы женской красоты – цветы, яркие губы, глаза, наряды.
Девочки используют большое количество ярких цветов. И всегда ри-суют «существительные». Мальчики используют нейтральные, темные цвета и рисуют глаголы.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает, в другое вылетает.
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же шагов изодеятельности. Девочки заполняют альбомы принцессами, мальчики – машинами и военными сражениями. И никогда наоборот. У девочек рисунки ярче, с множеством мелких деталей. У мальчиков рисунок – новое, неожиданное решение: дом – космический корабль, замок, обвитый огромной лианой, с огромными цветами.
(Предложить вниманию участников несколько детских рисунков и дать задание определить, кто его рисовал – мальчик или девочка)
Как вы догадались? Какие символы отметите?
Задание командам:
Предлагаем порисовать. Папы (или команда «Сыночки») рисуют принцессу для дочки, а мамы (или команда «Дочки») – машину для сына.
На это задание вам дается 3 минуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подходит к концу наша встреча. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд, нетипичной работой. Особенно, если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертво-вать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. И наш сего-дняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться и прислушиваться друг к другу.
Мы все хотим, чтобы наши дети, будь то мальчик или девочка, год от года становились взрослее и выходили в большую жизнь образованными, здоровыми, приспособленными к жизни в обществе.
Никогда не забывайте, что мы еще мало знаем о том, как несмышлен-ое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте заповедь – «не навреди».
На память о нашей встрече мы вручаем вам памятку «Величие небольших различий». Надеемся, она вам поможет в воспитании детей учитывать гендерные особенности, особенности мальчиков и девочек. И пусть у нас растут будущие принцессы, хранительницы домашнего очага и будущие рыцари, защитники.
Сценарий мастер-класса.
Родительская встреча
«Два мира. Два взгляда на воспитание детей»
(психологическая игра для родителей)
Цель: демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского. Учет противоположного мнения и привлечение отцов к делу воспитания детей.
Задачи: определить взгляд в вопросе воспитания девочек и мальчиков с точки зрения пап и мам.
Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка с учетом гендерных особенностей.
Материал к собранию:
условные обозначения команд;
листы бумаги или ватман, фломастеры или маркеры для работы в группах; доски для демонстрации ответов групп;
песочные часы;
игрушки; детские рисунки; 2 мяча;
памятки для родителей
Ход мероприятия.
Исследования современных педагогов и психологов (Доронова Т. Н.,)
подводят нас к необходимости воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. В детском саду эти особенности учитываются педагогами. А вот в семье часто не задумываются о различии в воспитании мальчиков и девочек, особенно в неполных семьях. Поэтому мы решили вынести этот вопрос к обсуждению на родительской встрече, которую назвали «Два мира, два взгляда на воспитание».
Итак, вы родители. О ком мы сегодня будем говорить? Конечно же, о наших детях. Существует такое высказывание «Дети –цветы жизни»
Как вы понимаете высказывание – «Дети – цветы жизни». (Участники высказывают свое мнение.)
Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые, понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки.
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. (предложить вспомнить эпизод из сказки – Мальвина – Буратино). Девочки более эмоциональны, обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек речь беглая, они быстрее читают, красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам.
Какие вы знаете интеллектуальные передачи(«Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др)
Вы замечали, что представители и победители интеллектуальных шоу – чаще всего, мужчины?
У мальчишек сильнее развито пространственное представление, тре-бующее поиска. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
Представители мужского пола обладают большей физической силой, но уступают женщинам в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированы, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют разнообразные вопросы и проблемы, выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, спортом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, менее охотно занимаются самообслуживанием, проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются травмы.
Под влиянием дурного примера взрослых у мальчиков может формироваться ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.
Вся система дошкольного воспитания – сплошное царство женщин, да в школе преимущественно, женское воспитание. В общем-то, ничего странного в этом нет: во-первых, женщине самой природой определен находиться рядом с маленькими детьми, во-вторых, работа в детском саду требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности, тактичности, ласки. Эти качества вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей. И, наконец, чего скрывать, размер оплаты труда воспитателя, не дает профессии войти в разряд престижных мужских профессий.
А какие профессии можно считать мужскими? (ответы) А жен-скими? (ответы).
Но не приходится удивляться тому факту, что женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и др.
Мужчины становится в семье добытчиком, при этом частично отстраняясь от воспитания детей. Вроде все верно, воспитанием детей испокон веков занимались женщины. Но все чаще одолевает нас, родителей и педагогов желание мужского воспитания. Воспитание, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Всему этому могут научить и женщины, просто у мужчин это получается лучше.
Сегодня мы с вами и поговорим о наших дочках и сыночках, о воспитании мальчиков и девочек. А точнее поиграем. Для начала надо условно разделиться на две команды. Пусть у нас будет команда «ДОЧКИ», в которую войдут родители девочек, и команда «СЫНОЧКИ», в которую войдут родители мальчиков. Команды занимают места.
ЗАДАНИЕ 1. «Вот они какие, наши дети»
Скажите, какими качествами должны обладать мальчики (команда «Сыночки») и девочки (команда «Дочки»).
(Участники называют качества).
Ведущий. Как мы видим, мальчики и девочки наделяются разными каче-ствами. Это происходит потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем отличающиеся жесты и мимику, интонацию.
ЗАДАНИЕ 2. «Магазин игрушек».
Предлагаем пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Выбрать игрушку и аргументировать свой выбор с точки зрения психики ребенка.
(участники отправляются за «покупками», затем обосновывают свой вы-бор)
Ведущий: Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить ответственно. Игрушка может вызывать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Родители понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но часто дети в эти игры играют одни, или с братьями и сестрами. Родители считают исполненным свой долг, и участия в играх не принимают. Хотя у мам и пап большой багаж различных игр.
ЗАДАНИЕ 3. «Игры нашего детства».
Вспомните названия игр, в которые вы играли в своем детстве с детьми (Ответы участников.)
Какие игры предпочитают Ваши дети? (Родители делятся опытом семейного воспитания. Рассказывают о детских играх в домашних условиях, о своем участии в играх детей)
И в игре, и в жизни мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, собирают и разбирают игрушки, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на стол, тумбочку, ползают по спинке дивана, виснут на двери.
Таким образом, способы поведения мальчиков и девочек в игре до-вольно-таки различны. И советуем Вам: чаще играйте с детьми!
Предлагаем вам игротеку «Школа мяча».
7. «Поймай мяч» (можно с называнием имени ребенка)
8. «Подбрось – поймай»
9. «Прокати мяч» (варианты придумывают родители : друг другу, в ворота, в тоннель, под стулом, по дорожке).
10. «Догони мяч» (родители стоят в кругу, 2 мяча передаются по кругу)
11. «Скажи наоборот»
12. «Съедобное – несъедобное»
Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. А как здорово ребенку, когда с ним играет мама и папа. Детям необходима забота и помощь взрослых.
ЗАДАНИЕ 4. «Решение задач».
Теперь предложим вам решить несколько педагогических ситуаций. Можно предложить стандартные ситуации, а можно в стихотворной форме.
В. Крестов «Тепличное растение»
Болеет без конца ребенок.
Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.
«Ведь я его с пеленок
Всегда в тепле держать стремлюсь.»
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя,
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное созданье,
А не бойцов-богатырей.
(Каким вырастет ребенок)
С. Погореловский «Хитрая мама»
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
«Устала я шагать-идти!»
«Зачем шагать? – сказала мать.
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так, еще давай-ка!
Теперь попробуй, покажи-ка
Как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок.
Ух, как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, осторожно…
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но, постой! Вот мы уже и дома!
(Знакомая ситуация? Как вы оцениваете поведение мамы)
«Шарик»
Подарила мама Тане шарик с красным петушком.
Ой, какой красивый шарик, все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.
Подошел к Катюше Рома: «Ну, чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем, так давай играть моим.
Посмотри, цветок на нем, будем с ним играть вдвоем».
(Как оцениваете ситуацию, отношение мальчика к девочке)
ЗАДАНИЕ 5. «Порисуем?»
В подсознании любого человека присутствуют архетипы, фундаметальные образы, восходящие к глубокой древности. Подобные символы проявляются в детских снах и рисунках.
У мальчиков это
Символы свободы и путешествий (ветер, горы, окно, мосты, космические полеты, горизонт, машины, самолеты, ракеты, корабли,
Символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи,
Символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость,
Символы победы (флаг, горн, крики «Ура!»)
А у девочек в снах и в рисунках проступает другая система сим-волов:
Символы материнства – куклы, невесты, детские кроватки, коляски;
Символы женственности, изящества, легкости, нежности – воздушные шары, птички, принцессы;
Символы очага и домашнего уюта – дом, стол, занавески, посуда;
Символы достатка в доме – ягоды, фрукты, грибы, овощи;
Символы женской красоты – цветы, яркие губы, глаза, наряды.
Девочки используют большое количество ярких цветов. И всегда ри-суют «существительные». Мальчики используют нейтральные, темные цвета и рисуют глаголы.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает, в другое вылетает.
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же шагов изодеятельности. Девочки заполняют альбомы принцессами, мальчики – машинами и военными сражениями. И никогда наоборот. У девочек рисунки ярче, с множеством мелких деталей. У мальчиков рисунок – новое, неожиданное решение: дом – космический корабль, замок, обвитый огромной лианой, с огромными цветами.
(Предложить вниманию участников несколько детских рисунков и дать задание определить, кто его рисовал – мальчик или девочка)
Как вы догадались? Какие символы отметите?
А далее мы предложили родителям такое задание :
«Предлагаем порисовать. Папы (или команда «Сыночки») рисуют принцессу для дочки, а мамы (или команда «Дочки») – машину для сына.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подходит к концу наша встреча. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд, нетипичной работой. Особенно, если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертво-вать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. И наш сего-дняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться и прислушиваться друг к другу.
Мы все хотим, чтобы наши дети, будь то мальчик или девочка, год от года становились взрослее и выходили в большую жизнь образованными, здоровыми, приспособленными к жизни в обществе.
Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте заповедь – «не навреди».
На память о нашей встрече мы вручаем вам памятку «Величие небольших различий». Надеемся, она вам поможет в воспитании детей учитывать гендерные особенности, особенности мальчиков и девочек. И пусть у нас растут будущие принцессы, хранительницы домашнего очага и будущие рыцари, защитники.
Памятка для родителей
«Величие небольших различий».
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть дру-гим.
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые.
4. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения про-блемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
5. Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать, подсказывать. Пусть он сам откроет принцип решения, даже допустив ошибку.
6. Ребенок не должен бояться ошибиться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, создавать, да и просто радость жизни, и радость познания.
7. С девочками надо вместе разобрать принцип выполнения задания. Но и постепенно приучать действовать самостоятельно, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
8. При первых неудачах не нервничайте и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективную причину трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Если вы не оценили поведение или какую-то деятельность ребенка, найдется кто-то другой, кто увидит в ребенке хорошее, чего не заметили вы.
9. Помните: для ребенка чего-то не уметь, не знать – это нормально, на то он и ребенок.
10. Не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?.
11. Помните: мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
12. Если вы ругаете девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
13. Ругая мальчика, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать.
14. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария).
15. Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестра, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
16. Мальчиков, даже маленьких, родители реже берут на руки, чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…». А с девочками родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится… Ты любишь?. Кто это грустит?.»
17. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множе-ство тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди!»