Марина Козлова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский клуб как эффективная форма
взаимодействия ДОУ с семьей.
Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически одинаковыми: одно расписание, одни и те же занятия. Семья рассматривалась как типичная «ячейка общества». Считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Взаимодействие с родителями было достаточно скромным: родительские собрания, утренники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Сегодня же семья стремительно меняется [5]. Соответственно меняются и появляются новые формы взаимодействия ДОУ с родителями.
Публикация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников [1].
В литературе описаны разные классификации форм работы образовательного учреждения с родителями : коллективные и индивидуальные, внутри детского сада и за его пределами, традиционные и инновационные.
Интерес вызывают нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Изученная литература и опыт работы детских садов России позволил нам выявить такую эффективную форму работы детского сада с семьей, как родительский клуб. [2]
Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен. [4]
Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. [3]
Нами была разработана модель деятельности родительского клуба.
Анализ научной литературы и передового педагогического опыта позволил определить основные задачи родительского клуба :
осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в МДОАУ;
создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив; возрождение семейных традиций;
повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.
Принципы работы родительского клуба :
участвовать в работе клуба на добровольной основе;
учитывать пожелания и предложения участников клуба;
строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности;
творчески подходить к работе клуба.
Основные формы работы родительского клуба :
Родительское собрание
Беседа
Практикум
Семинар
Круглый стол
Развлечения
В рамках родительского клуба появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистами. Клуб дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.
Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует набор информационных материалов, которые раздаются родителям.
План занятий родительского клуба «Моё солнышко»
на 2014-2015 учебный год
Месяц Содержание работы
Сентябрь Составление программы работы клуба для родителей.
Анкетирование родителей.
Оповещение и приглашение родителей.
Октябрь 1-я встреча: «Знакомьтесь: это моя семья!»
Ноябрь Выставка семейных гербов
Декабрь 2-я встреча: «Учимся полезно играть с детьми»; «Новый год – что он нам принесет?»
Январь Фотогазета «Новогодние каникулы»
Февраль 3-я встреча: «Готовим вместе с мамой»
Март Оформление книги кулинарных рецептов с фотографиями
Апрель 4-я встреча: «Умелые руки не знают скуки»
Май Папы и мамы, пора подвести итоги.
Анкетирование и опросы с целью выявления уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей
Июнь Индивидуальные консультации для родителей «Проведем лето вместе», подготовка памяток для родителей.
Планирование осуществлено так, что родителям не требуется ежемесячного посещения клуба. Работа основана как на коллективной деятельности родителей с педагогом, так и на индивидуальной.
Результативность:
Опрос родителей на данном этапе работы показал: удовлетворенность работой родительского клуба составила 95%, необходимость продолжения работы – 90 %. Результаты оценки родителями работы родительского клуба отражены на диаграмме № 1.
Диаграмма № 1
Оценка работы родительского клуба «Моё солнышко»
Но наряду с высоким педагогическим потенциалом такой формы взаимодействия с родителями как «родительский клуб» мы с толкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями. Но все трудности можно ликвидировать за счет популяризации данной формы работы с семьей и приданию взаимодействию родителей с ДОУ статус сотрудничества.
Список использованной литературы:
1. Детский сад. Книга для заведующих//Под ред. Л. П. Тарасовой. - М., 1982.
2. Дядюнова И. А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба : Автореферат. - Нижний Новгород, 2008.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Современный ребенок: семья плюс детский сад//Обруч. -2008, -№1.-с. 3-6.