Наталья Перепелко
Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Раскрытие цветка, или
План.
1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве?
2. Причины детского упрямства
3. Почему упрямство детей так эмоционально воспринимается родителями?
4. Что могут чувствовать дети, когда взрослые борются с их упрямством?
5. Какими могут быть конструктивные шаги от противостояния к взаимопо- ниманию?
Публикация «Родительское собрание „Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо“» размещена в разделах
- Культура поведения для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Оборудование: Магнитофон, репродукции природы. Коллаж из открыток с цветами и фотографий детей.
Роза – прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной по цвету и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Его легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно лю-бить, за ней нужно ухаживать.
Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.
«Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.
Как розу легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему (рис № 1).[/i]
Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует,
научатся ли они жить в коллективе,
общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими.
Мы хотим, чтобы они были воспитаны, благородны и обаятельны. А главное-послушны!
Непослушный ребенок – настоящее бедствие. (Так мы часто думаем).
Упрямый, избалованный, настырный – так мы говорим о «плохом» ребенке. Довольно часто мы смешиваем понятия настойчивости, целе-устремленности и упрямства. И как тяжкий грех мы расцениваем право ребенка на свое мнение: «Какой ужас! Он высказывает свое мнение!». Он интересуется жизнью взрослых, их проблемами, увлечениями и занятия-ми… Разве это плохо!
А отчаянный крик или безудержный плач ребенка, у которого отобрали молоток или ножницы из страха за его здоровье? Не лучше ли не вызывать страх, а преподать первый урок мастерства? Ведь этими дей-ствиями, реакциями мы можем затруднять развитие самостоятельности, инициативности ребенка, а эти качества, согласитесь, важны для будущего наших детей…
Вопрос родителям: Какой урок мастерства можно преподать с ножницами и молотком?
У каждого свой запас терпения и спокойствия, поэтому одинаковое поведение детей для одних может быть невыносимым, а для других – просто доставляющим мелкие неудобства. И, конечно же, упрямство мо-жет раздражать, и утомлять, и обижать, и злить, и огорчать. Особенно вероятно возникновение такого рода чувств, когда дети в своей настой-чивости и упертости не считаются ни с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, на улице очень холод-но, а ребенок категорически не хочет надевать шапку).
Работа с родителями: Что вы будите делать, если ваш ребенок не хочет надевать шапку?
Ответы родителей.
Таким образом, степень упорства ребенка в настаивании на своем может быть разной; взрослые, в силу своего состояния (усталый и раз-драженный или доброжелательный, довольный, отдохнувший, могут по-разному воспринимать поведение детей; требования ситуации могут раз-личаться, и, однако, можно выделить характеристики, свойственные упрямству. Упрямому поведению присущи категоричность, нежелание слышать и понимать другого человека, считаться с интересами, возмож-ностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.
Поскольку упрямое поведение детей часто доставляет нам как минимум неудобство, давайте вместе рассмотрим, каким образом мы, взрослые, можем вести себя, чтобы не ущемлять своих интересов, но и принимать проявления самостоятельности, индивидуальности наших детей.
В психологии существуют представления о причинах упрямства и возрастных периодах, когда дети упрямятся особенно активно. Я предлагаю ознакомиться с этой информацией, так как она поможет нам понять, что же стоит за проявлением упрямства.
В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим усиливается. Это связано, прежде всего, с так называемым кризисом трех лет и подростковым воз-растом. В это время желание делать многое, если не все, по своему, самостоятельно столь сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребенка определяет девиз «Я сам!» Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений с родителями, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребенка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребенка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «А как считаешь ты?» и т. д., а так же где ребенку время от времени предоставляют возможность выбора.
Работа с родителями: Поиграв с игрушками, ребенок не хочет их уби-рать. Как вы объясните ребенку, что игрушки нужно убрать на место?
Ответы родителей.
Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенные к родителям. В этом случае оно выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, «назло» взрослым.
Упрямство – это доступное для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах.
Давайте поговорим о том, какие шаги с нашей стороны могут спо-собствовать переходу от противостояния к взаимопониманию.
1. Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброже-лательные вопросы со стороны взрослого дают ребенку возможность по-чувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу. Приведем пример подобного предложения: «Мама, ты сейчас хочешь послушать сказку, порисовать со мной, полепить из пластилина или что-то еще?» Этот вопрос задан в ситуации, когда девочка хочет что-то поделать вместе с мамой, но не ясно, что именно, и ребенок капризни-чает, раздражается.
2. Если ребенок настаивает на своем желании, когда становится понятно, чего же хочет ребенок, не торопитесь выполнять его желание или, напротив отговаривать его. Следующий шаг – признание права ре-бенка на его желание.
Я хочу предложить вам небольшой эксперимент, он поможет вам почувствовать и понять, почему так важно признание права на желание. Важно чтобы оно было сильным, чем сильнее, тем лучше. Сильным и од-новременно нереалистичным. Удалось? Отлично!
А теперь, забудьте на время о том, что желание нереально, сосре-доточьтесь на самом желании. Представьте его как можно более подробно, конкретно, возможно, вы увидите место, где оно исполняется, ощутите как это происходит. А теперь закройте глаза и отнесите те слова, что я вам сейчас скажу, на свой счет, применительно именно к вашему желанию. «Как замечательно, что у вас есть такое желание…», «Хорошо, что у вас есть такое желание», «Здорово, что вы этого хотите». Какой эмоци-ональный отклик вызвало у вас это упражнение. Обратите внимание: когда мы чувствуем, что кто-то признает наше право на то или иное желание, то на первый план выступает состояние радости, легкости, а также возникает или усиливается расположенность к диалогу, сотрудничеству. Опираясь на свой опыт, нам, взрослым, бывает легче понять ценность принятия, признания права на желания для ребенка.
Помните, что у каждого человека, большого или маленького, свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый… И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы, прежде всего, должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребенка, какую «по-году» создают в нем: теплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать ее в смерч, ураганы, землетрясения.
Показ репродукций с пейзажем природы: А. М. Грицай «Мель-ничный ручей», Е. В. Смирнов «Эльбрус», В. Д. Поленов (1844 – 1927) «Заросший пруд», Ф. А. Васильев (1850 – 1873) «Мокрый луг», А Саврасов (1830 – 1897) «Грачи прилетели», М. М. Мечев (1929) «Осенний шквал», Ф. А. Васильев (1850 – 73) «Оттепель», Н. Н. Дубовский (1859 – 1918) «Притихло»,
У. Тансыкбаев (1909 -1974) «Урюк цветёт», И. И. Шишкин (1832 – 1893) «Карабельная роща»,
И. К. Айвазовский (1817 – 1900) «Чёрное море».
Здесь уместно привести еще один пример. Из жизни растений. В растительном мире, который, на первый взгляд, кажется мирным и крот-ким, исполненным духа послушания и безмолвным, на самом деле царит возмущение против судьбы. Ведь самый главный питательный орган рас-тения – корень - приковывает его к почве. Самым тяжелым для растений оказывается закон, осуждающий их на неподвижность – от рождения до смерти.
Наверно, поэтому растения лучше нас знают, против чего направить свое возмущение, не разбрасываясь, подобно нам. И энергия этой идеи, которая возникает из мрака корней, чтобы окрепнуть и распуститься в цветке, представляет собой несравненное зрелище.
Вся она выражается в одном неизменном порыве – в стремлении победить роковую тяжесть глубины, обмануть, преступить, обойти не-справедливый закон, вырваться на волю, раздобыть крылья, убежать из плена как можно дальше, победить пространство, дотянуться до другого царства, проникнуть в мир движущийся и оживленный…
Мы говорим «Дети – цветы жизни». И если все, что вы сейчас услышали, соотнести с ребенком, то получится описание его внутреннего мира (рис. 2)
Цветок дает человеку удивительный пример непокорности, мужества, неутолимости и находчивости: «Углубившись в землю, корень цветка наткнулся на подошву старого башмака. Чтобы проникнуть через это препятствие, которое он, без сомнения, первый в роде нашел на своем пути, корень разделился на столько отростков, сколько было отверстий от башмачных гвоздей, а пройдя через препятствие, снова соединил и срастил все разделившиеся нити, образуя единый и цельный стержень
рис. 3
Сама природа наглядно и убедительно учит нас: смысл существова-ния всего живого на земле – это постоянное, неутолимое движение к более совершенному от поколения к поколению, требующее находчивости, оптимизма, воли и дерзновения.
Нашим детям станет легко быть послушными, если мы, взрослые будем требовательны в первую очередь к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и будем следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных общечеловеческих ценностей: любви, честности, преданности, добра, совести.
Работа с родителями: Какими вы представляете детей и каким вы ви-дите мир?
Мир сошел бы с ума от однообразия и скуки. Век за веком происхо-дило бы одно и то же. Это напоминало бы общество нераскрытых буто-нов.
«В упрямстве ребенка знаменитый писатель Гете, видит скрытую будущую силу воли и в каждой ошибке, в каждом недостатке ребенка – неиспорченный зародыш хорошего качества или хорошего поступка».