ольга Барабанчук
Нравственное воспитание дошкольников. Родительское собрание «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к собранию :
1. Написать плакат для родителей по нравственному воспитанию.
2. Красочно оформить памятки для родителей : «Секреты воспитания вежливого ребенка» (22шт.)
3. Изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций волшебного
ключика, в котором текст приглашения.
4. Записать ответы детей на магнитофонную ленту.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников, Родительское собрание „Азбука вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
5. Оформить красочные благодарности родителям за успехи в воспитании
культуры поведения у детей.
Вступительное слово педагога (благодарит родителей за сотрудничество).
Ход собрания
Ведущая: рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как вы это понимаете?
(родители высказывают свое мнение)
Ведущая: Да, любовь, красота, милосердие согревают нас подобно
солнечным лучам, распускаются в наших сердцах словно цветок. У этого
цветка множество лепестков и каждый имеет свое значение. Помогите
распуститься нашему бутону в цветок нравственности.
(родителям предлагается написать на «лепестках» составляющие
понятия нравственности. И собрать из лепестков цветок).
Ведущая: И так нравственность — это справедливость, милосердие,
отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность,
патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью,
то есть отношения, существующие между людьми и обязанности, которые
вытекают из этих отношений.
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель
которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости,
сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в
одежде, разговоре, в приеме гостей, и сервировке стола- словом во всем,
с чем мы выходим в общество.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения?
Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш интерес, опыт,
родительская зоркость, помогут найти ответы на многие вопросы, в ходе
искренней, доброжелательной беседы.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
1. Дети, какие вежливые слова вы знаете?
2. А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы
считаете вежливым, почему?
3. Вежливы ли в обращение с вами взрослые?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются
волшебными?
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и
даже лечит людей. «Ни что не ценится так дорого и обходится так
дешево, как вежливость».
1. Что, по вашему, является главным в воспитании хороших манер?
2. Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения?
3. Имеют ли успех в воспитании такие методы как беседа, наказание,
нравоучения?
4. Есть ли обстоятельства, которые мешают вам в привитии привычек
культуры поведения?
(ответы родителей)
Мы, взрослые, знаем: «Вежливое слово становится волшебным, когда в
нем поселяются лучики солнца и тепла». А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить по-особому, приветливо, с
улыбкой?
(ответы родителей)
Ведущая: Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста с
памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка». Прочитайте их.
Каково ваше мнение?
Согласны ли вы с данными советами?
Какой из секретов считаете наиболее значимым?
Какие из этих секретов вы уже использовали в практике и имели при этом положительные результаты?
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала».
И этими суждениями пригласила нас к раздумью:
1. Можно ли согласиться с тем, что хвалить надо ребенка тогда, когда
не все получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
2. Как часто вы хвалите своего ребенка и за что (за самостоятельность,
проявление внимания, вежливости).
Конкурс:
«Кто дольше может похвалить ребенка за проявление вежливости?»
(передается игрушка по кругу)
Ведущая: Похвала помогает нам в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков наш девиз- продолжайте и дома хвалить ребенка и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - желтого цвета; если не выполняет-то синего цвета.
1. Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета, умеет вытираться развернутым полотенцем.
2. Аккуратно складывает одежду.
3. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает. Зевает и
высмаркивается бесшумно.
4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть
пальто, благодарит за оказанную помощь.
5. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
6. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
7. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочно просьбы- соответственно правилам, извиняется.
8. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
9. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
10. Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
«Острое блюдо»
В шарах вопросы «острого блюда». Педагог предлагает под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. В каких случаях необходимо пользоваться носовым платком? Как? Покажите?
2. Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
3. Как снять нитку или волос, если вы заметили их на одежде собеседника?
ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ РОДИТЕЛЯМ ЗА ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Педагог зачитывает слова благодарности (см. грамоты)
Окно-очень короткие новости на тему «Вежливость и культура» :
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»?
Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините», если же очень виноваты- то «простите».
2. Не принято гостям предлагать тапочки. Это противоречит
гостеприимству и говорит о дурном вкусе.
3. На вопросы: «Как дела?», «Как здоровье?», «Как настроение?»
отвечать положено коротко: «Спасибо», «нормально», «не очень», «прекрасно».
Звучит музыка
Быстро летит время, растут дети и наступает час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей.
1. От каких ошибок вы бы их предостерегли?
2. Какие бы советы дали?
Чтобы ребенок рос воспитанным, скажите вы, нужно. (Передается игрушка,взяв которую, родители дают совет и передают другому).
Зажигаются свечи. На фоне музыки педагог говорит заключительные слова.
Лишь в жизни счастлив будет тот,
Кого мы в детстве воспитали!
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Восточный древний поэт Саоди
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность «невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка- то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет, и принесет гибель людям».
Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе?
Присущи ли ему чуткость, внимательность и предупредительность. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
А сейчас встречаем наших детей!
Под музыку входят дети и садятся за столы рядом с родителями.
Ребята, мне недавно Емеля жаловался. (слышится шум, грохот,
вбегает Емеля)
- Встречайте вот и он сам!
Емеля: С этими здоровканьями одна неприятность. Скоро нервным
стану от них. Я на улице постоянно верчу головой, чтобы знакомых не
пропустить, как увижу, «здрасте», кручу, а мне еще выговор делают: «До чего Емеля некультурный, просто ужас!»
Сейчас к вам спешил, пинал консервную банку, увидел знакомую
бабушку, как закричу «Здрасте», а бабушка мне погрозила пальцем и сказала: «Какой ты не воспитанный, Емеля». И что я плохого сделал не пойму? (Почему приветствие Емели не радовало, а огорчало знакомых)
(ответ детей)
Ведущая: Емеля, скажи ребятам нужно ли здороваться со знакомыми ребятами?
Емеля: Прохожу я мимо молча.
Дети: При встрече со знакомыми не следует молчать, а весело и бодро
«Здравствуй, друг»,-сказать.
Ведущая: Емеля, кто при встрече должен первым здороваться,
мальчики или девочки?
Емеля: Здороваться с девочками не следует совсем.
Дети: Должен быть вежливым мальчик всегда.
Девочке первым он скажет тогда
Слово волшебное, доброе слово
«здравствуй»-что означает «Всегда будь здорова».
Емеля: Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
Колокольчики цветы
очень вежливы, а ты?
А вы вежливые, дети? (Дети отвечают)
Я дам вам колокольчик и желаю услышать все вежливые слова.
Тот, кто возьмет в руки колокольчик-называет одно вежливое слово, но как
настоящий волшебник.
Емеля: Дети, вы верите в чудеса?
Закройте глаза «По моему велению, по моему хотению чудо-печка напеки волшебных угощений! (выносят пироги). Угощайтесь, дети и взрослые. Дети, отведав их, вы уже не сможете говорить грубых слов, обижать, ссорится, а будете добрыми, ласковыми, вежливыми.
А вам, уважаемые родители, эти пироги придадут новые силы и терпение в воспитании у детей культуры поведения.
Ведущая приглашает всех на чаепитие с пирогами.