Наталья Геннадьевна Малышева
Родительское собрание «Детская игрушка — «зеркало» воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения собрания: тренинг.
Цель:
1. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.
Вопросы для обсуждения:
1. Сообщение на тему: «Игрушка. Игра».
2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
3. Советы «Какую игрушку выбрать?»
4. Игра «Какие мы родители?»
Публикация «Родительское собрание „Детская игрушка — „зеркало“ воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Подготовительная работа:
1. Игры и игрушки: предметно-практические, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические.
2. Подбор комплекса пальчиковой гимнастики для физкультминутки с родителями: «Здравствуй!», «Карандаш».
Ход встречи:
Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва
Вопрос №1.
В. А. сухомлинский: |
"Пусть ребенок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей" |
Кони-свистульки были связаны с календарными праздниками начала полевых работ. Петушок считался сакральной птицей отгоняющей злых духов. Вспомните петушка из русской сказки «Лиса и заяц». Куклы также наделялись множеством символических значений. Куколка в русской сказке «Василиса Премудрая» - это куколка-оберег.
Барби и современная Монстр-Хай типична, она лишена индивидуальности и есть у каждой девочки. Барби существует только в окружении своих вещей, и чем их больше, тем лучше. Такие куклы формируют менталитет обывателя-потребителя, и не приучают детей к труду и рукоделию.
В настоящее время в Александровском дворце осуществляется проект воссоздания коллекции игрушек детей императора Николая II под руководством С. Пчельниковой. Куклы великих княжон были в основном фарфоровые немецкого производства. К ним прилагалось полное приданное, и служили такие куклы больше как предмет роскоши, а не для забавы. Младшие девочки разглядывали кукол, часто не решаясь к ним прикоснуться) такие они были красивые. Но ситуацию мудро исправляла их мать Александра Федоровна. Императрица приучала дочерей шить и вязать одежду для кукол, внося в игру необходимые элементы творчества и привычки к труду.
Итак, народная игрушка – это целая история.
Конечно, не стоит заменять у современных детей фабричные игрушки на народные и самодельные. Народные игрушки являются скорее сувенирами, т. к. не соответствуют таким критериям психолого-педагогической экспертизы как прочность и долговечность. С такими игрушками ребенок не может купаться, их, как правило, нельзя вымыть, если они запачкались, они легко ломаются, а кукол нельзя переодеть в другую одежду. Но такие игрушки обязательно должны присутствовать при воспитании ребенка.
Игра - деятельность непродуктивная, ее целью является сам игровой процесс. Но какой бы ни была игра и ее правила, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание и Культура не могут быть прямо и однозначно переданы ребенку. Ребенок впитывает их в процессе игры.
Игрушка является неотъемлемым атрибутом игры, и ее не случайно называют «зеркалом воспитания и культуры». Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
А. С. Пушкин: |
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя Приготовляется шутя К приличию – закону света, И важно повторяет ей Уроки маменьки своей |
Надо помнить, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над происходящем в игре. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И потребность в ней нужно удовлетворить не потому, что «делу время, потехе час», а потому, что играя, ребенок учится и познает мир. Она пронизывает всю жизнь ребенка.
В. Шекспир
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
"Что наша жизнь? - ИГРА!"( "Пиковая дама")
Дети играют в сюжетно – ролевые игры, настольно – печатные, дидактические. Самые любимые игры детей – это театрализованные. Эти игры пользуются большой популярностью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Смеются вместе с героями, грустят, всегда готовы прийти на помощь. Используя театрализованные игры, мы развиваем у детей речевые навыки театрального исполнительства:
Формируем дружеские взаимоотношения,
Развиваем творческие способности,
Развиваем нравственно – этические качества,
Развиваем память и воображение.
Вопрос №2.
1. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Обобщение воспитателем:
Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
В дошкольном возрасте, как игрушка, так и игра становятся средствами воспитания и развития. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Не стоит забывать об эмоциях. Они помогают переживать сложившуюся ситуацию в игре.
Обращаясь снова к вопросу «Нужно ли руководить игрой ребёнка?» уже в старшем и подготовительном к школе возрасте, можно пересмотреть свой взгляд – предложив поиграть ребенку с новой игрушкой, надо понаблюдать за началом игры: как ребенок воспринимает новую забаву, возможно, он найдет и другой подход к ней. Следует дать волю воображения своему чаду.
Вопрос №3.
1. А теперь я вам предлагаю одну из пальчиковых игр детей. (Комплекс пальчиковой гимнастики для физкультминутки с родителями: «Здравствуй!», «Карандаш»)
Здравствуй!
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(дети пальцами правой руки очереди «здороваются» с по пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев)
(переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)
Карандаш
Всё нарисует карандаш, держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство – это и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
4. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Развивающие игры - (в наличии)
6. Вы видите, какое большое количество разнообразных игр. Какую же выбрать? Как правильно выбрать игрушку?
Советы по правильному выбору игрушек для ребенка - безопасность, привлекательность, познавательность.
Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно использовать и другие игрушки-самоделки, они имеют большое воспитательное значение. Главное – общение с ребенком! А как, если только не через игру?
Вопрос №4.
Игра-задание «Какие мы родители?».
Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку:
Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета,
Если не всегда, то – желтого цвета,
Никогда – синюю.
Вопросы:
1. Вы каждый вечер уделяете время на игры с ребенком.
2. Слушаете рассказ ребенка об играх в детском саду.
3. Знаете любимую игру и игрушку своего ребенка.
4. Объясняете правила обращения с игрушкой, правила игры.
5. Часто дарите ребенку игры и игрушки.
6. Ремонтируете сломанную игрушку вместе с ребенком.
7. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, то игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами. Ведь игра – самое прекрасное и интересное в жизни ребенка.
Проект решения собрания:
1. Принимать активное участие в играх детей
2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке
3. Организовать семейные экскурсии по интересам детей
4. Принимать активное участие в жизни детского сада
5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.