Лучший педагог года

Родительское собрание по теме «Преодоление лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в семье»

Наталья Гордиенко
Родительское собрание по теме «Преодоление лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в семье»

Цель собрания :

• Ознакомление родителей с некоторыми способами работы с детьми по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи.

Задачи:

• Помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики.

• Показать значимость работы логопеда в воспитании умений и навыков ребенка.

Публикация «Родительское собрание по теме „Преодоление лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в семье“» размещена в разделах

Оборудование: названия станций, пиктограммы с различными настроениями, мяч, карточки с текстом для пересказа, модель для пересказа (образец, листы А4, фломастеры, звуковые схемы по числу родителей.

Форма проведения: Семинар-практикум.

Наверно каждый из вас хочет, чтобы его ребенок вырос человеком грамотным, умеющим излагать свои мысли, чтобы хорошо учился в школе и закончив ее смог получить интересную и востребованную профессию. Для этого уже с раннего возраста нужно заниматься развитием речи ребенка: обогащать словарный запас, учить грамотно строить фразы, развивать связную речь. Всем этим мы занимаемся на логопедических занятиях, но нельзя ограничивать развитие речи детей только работой на занятиях, полученные знания должны непременно закрепляться в повседневной жизни. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного общения. Но не всегда родители знают, как правильно заниматься с ребенком, что он должен знать, а чего еще рано требовать от него.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «логопедическую страну», где узнаем, что доступно нашим детям, чему они учатся на занятиях и как лучше преподнести им то или иное задание.

Первая станция нашего путешествия – «Мимическая» (называя станцию, логопед выставляет на стол название)

Чтобы ребенок с первых минут включился в работу, положительно настроился на занятие, полезно использовать мимические упражнения, также они являются полезной гимнастикой для мышц лица, а называние ребенком различных настроений помогает расширить словарный запас.

Задание: Родителям предлагаются пиктограммы, по которым они должны определить настроение, придумать несколько определений (грустный, печальный, подавленный) и сказать, что могло вызвать это настроение.

Вторая станция – «Лексическая»

Для полноценного общения, успешного обучения в школе и гармоничного развития личности ребенку необходимо свободно владеть своим словарным запасом, иначе говоря, не просто знать названия предметов и явлений, но и уметь подбирать наиболее точные слова.

Когда в речи детей встречаются паузы, повторения, речевые штампы («ну», «вот», «это» и т. п., это может быть вызвано различными причинами, одна из них – отсутствие навыка употребления слов в речи. Чтобы сформировать этот навык существуют различные игровые задания, самый простой, не требующий особой подготовки способ – игра с мячом. Сейчас мы с вами поиграем и потренируемся.

Задания:

1. подобрать слова, противоположные по значению.

Брать, вешать, вливать, входить, чинить, зажигать, ругать;

Друг, жара, верх, вход, гора, трус, продажа, начало, зима;

Богатый, быстрый, высокий, грустный, добрый, молодой;

2. Подобрать слова-признаки, каждый по кругу передает мяч и называет слово.

Каким может быть предмет ( пример: Собака, живущая в будке, - рыжая, голодная, лохматая, сердитая, большая, смелая.)

Батон хлеба, лежащий на прилавке в магазине, -

Книга, найденная под диваном, -

Следующая станция – «Фонематическая»

Сядьте пожалуйста за столы, для выполнения следующего задания вам понадобятся индивидуальные карточки (столы стоят напротив друг друга, 2 стола по одну сторону от логопеда и 2 по другую).

В дошкольном возрасте нашей задачей является подготовить ребенка к обучению грамоте, для этого мы прежде всего учим детей :

1. Различать похожие по артикуляции звуки.

2. Определять наличие и место звука в слове.

3. Давать характеристику звуку (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой) и обозначать его графически (родителям предлагается выбрать карточку, которая характеризует какой либо звук).

4. Придумывать слова с заданным звуком ( пример: Зоя купит предметы в названии которых есть звук з, а Соня – звук с, что могут купить девочки)

Задание:

Давайте и мы с вами придумаем, только не слова, а небольшие рассказы из 3-4 предложений, где в каждом слове есть определенный звук (по группам).

Следующая станция «Грамматическая»

Для того чтобы грамотно строить фразы, нужно научить детей изменять слова по падежам, по числам и временам, использовать в речи разные приставки и предлоги.

Задание: изменение глаголов по лицам.

Проводится с мячом:

Я пью чай. Ты… Мы…Вы…Он…Они…

Я гуляю в парке…

«Что с чем?»

Логопед начинает предложение, родители по очереди повторяют его добавляя свое слово:

Я люблю хлеб с…

Мама испекла пирог с…

Дети пили чай с…

Лена любит гулять с…

Ну и конечная наша остановка – «Станция связной речи»

Ребенку дошкольного возраста, тем более если у него трудности в подборе слов и грамматическом оформлении фразы, тяжело пересказать текст или придумать рассказ без наглядной опоры. Для развития связной речи на начальном этапе обучения мы используем вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Такими средствами являются: наглядность и моделирование плана высказывания. Это помогает ребенку рассказывать последовательно, легче запоминать текст.

Сегодня вы попробуете придумать модель для пересказа. Каждая группа получит текст небольшого рассказа, ваша задача нарисовать модель этого рассказа, по которой можно легко запомнить и воспроизвести текст (предварительно родителям показывается образец). Затем вы читаете текст другой группе и они должны пересказать его по вашей модели. Если они сделают это легко и точно – вы справились с задачей.

Такие модели можно рисовать вместе с ребенком, пусть он подскажет близкие ему образы.

Наше путешествие закончилось, надеюсь оно поможет вам оказать более эффективную помощь ребенку в развитии речи, спасибо, что приняли активное участие.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание по теме «Преодоление лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста в семье»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 08:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД