Валентина Ивановна Козлова
Родительское собрание в форме круглого стола «Общаемся с природой по правилам»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для родителей
«Общаемся с природой по правилам».
Недалеко то время, когда сегодняшние девчонки и мальчишки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Публикация «Родительское собрание в форме круглого стола „Общаемся с природой по правилам“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребёнок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе всё гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Всё это принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и которые будут жить позже.
Если взрослый равнодушно проходит мимо ребёнка, который наносит вред природе, если он не учит его беречь природные богатства, значит, он не может сказать, что растит настоящего человека, гражданина своей Родины.
Природа действует на все органы чувств человека, она учит человека быть сильным и мужественным, стойко бороться с различными стихиями, побеждать – не силой, а разумом. Вдумаемся в цитату Ивана Бунина из его произведения «Жизнь Арсеньева» : «…Вода в пруду была чистая, прозрачная, особенная лесная вода, почти никогда никем, кроме птиц и зверей не посещаемая. В её светлой бездонности спокойно отражались. Тонули верхушки окружавшего её берёзового и дубового леса, по которому с лёгким лепетом и шорохом тянул ветер с поля»
Да,100 лет назад человек мог беззаботно пить воду из лесного пруда. Сегодня же вряд ли кто из нас отважится напиться из естественного водоёма. Порой мы не можем себе позволить даже искупаться в наших прудах. Не для кого не секрет. Что многие из них закрыты СЭС.
Если не так давно мы даже не задумывались о необходимости очищать водопроводную воду, то сейчас фильтры для воды вошли в быт многих семей. Все мы знаем о том, что в тихую и безветренную погоду лучше не гулять с ребёнком вблизи оживлённой автомагистрали. У нас нет гарантии в том, что попробовав сочный арбуз с белыми полосами в мякоти, мы не получим отравление. Эти негативные моменты становятся, к сожалению, нормой нашей жизни.
Однако я хотела бы с вами поговорить о том, что мы можем сделать сегодня для наших детей, чтобы нормализовать экологическую обстановку и не допустить экологического кризиса…
Вопросы для родителей :
1) Что же такое – экология?
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
2) А всегда ли мы заботимся о своём природном доме (как человек вредит природе)
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения. Мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причём всё это происходит на глазах у детей. Пришла пора воспитывать юное поколение в гармоническом сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности. Лучшим пропагандистом природы является сама природа. И чем ближе будут к ней дети, тем глубже они поймут её, и станут от этого духовно богаче. Суровая проза жизни заставляет человечество решать экологическую проблему как проблему № 1. Как проблему биологического выживания людей на планете Земля.
Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.
Шестым чувством назвал К. Д. Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным, тонким. Для этого надо проводить наблюдения за природой, прислушиваться к голосам птиц, любоваться красками заката…
И если подобное предлагать детям регулярно. То они научатся слушать «музыку» лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами, одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.
3). Как же это надо делать? (Как правильно себя вести в природе? Какой пример мы должны показывать детям)
Ребёнка с детства надо знакомить с правилами поведения в окружающей природной среде и учить их выполнять. Ведь если малыша не обучать правилам уличного движения, то есть большая доля вероятности, что, не зная и не выполняя эти правила, он попадёт под машину. Точно также ребёнку надо внушать, например, правила бережного отношения к воде: пока намыливаешь руки или чистишь зубы – отключи воду, а затем установи кран в положение, когда пойдёт струя не слишком сильного напора. При этом надо довести до его сознания, что делается это не только в целях экономии денег, хотя сейчас некоторые устанавливают счётчики воды, а потому, что в противном случае однажды нечем будет напиться. Здесь важно поведение самих взрослых, которые должны быть образцом для подражания. Надо помнить, что воспитывают реальные действия, а не пустые слова.
От каких же действий мы обычно предостерегаем детей: от тех, что делают они, или же от тех, что обычно делаем сами?
4). Что нельзя делать в лесу?
Пожалуйста, подумайте и запишите, какие правила поведения в природе вы бы предложили своему ребёнку – 2 команды родителей записывают правила на лепестках ромашки. (обсуждение правил)
Давайте договоримся о том, что давая детям определённый запас знаний, хорошо вместе с ними проговаривать и правила поведения на природе. Правила не должны быть сложными, но они должны выполнятся всеми членами семьи. И главным здесь является личный пример родителей.
5). Всегда ли мы сами выполняем эти правила?
Кто из вас может уверенно сказать, что его ребёнок знает правила поведения в природе и выполняет их.
Правила не должны начинаться со слов «нельзя». Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления, его право на существование. В природе всё взаимосвязано, нет не нужного. Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме. Наша задача давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки. Загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. То экологическое бескультурье становится «нормой» поведения, ребёнок начинает воспринимать это как привычную картину окружающего мира. Помните, что зрительные образы и эмоциональный опыт в этом возрасте являются сильнейшими факторами, определяющими процесс развития экологической культуры личности. Разговаривая с детьми о правилах поведения на природе и обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как не следует себя вести, важно проговаривать, а что же можно делать в лесу. На одних запретах нельзя воспитывать ребёнка.
6). Что можно делать в лесу?
(Любоваться красотой леса, слушать голоса леса и его обитателей, наблюдать за насекомыми и птицами, отдыхать и играть на поляне, собирать ягоды, орехи)
Важно уже с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей: не затушенным кострам, оставленному мусору. Целесообразно противопоставлять практические действия: уход за лесом, чистку родников.
7). А как обстоит дело на ваших дачных участках? Ведь так повелось, что любое дачное место лет через 10 превращается в свалку. Гибнет лес, исчезает живность, пропадают грибы и ягоды, да и небезопасно из-за разбитых бутылок гулять в таком лесу.
Как можно решить эту проблему – безответственного отношения к природе?
Прежде всего, необходимо запретить себе загрязнять природу. Например, отправляясь на природу, следует задуматься о том, что с собой взять: хорошо заваренный чай, который можно пить с добавлением различных трав, или пластмассовые бутылки фанты и кока-колы.
Организовать своевременный вывоз мусора с дачных участков, складируя его в специальные контейнеры, а не выбрасывая его по дороге.
Для приобретения детьми опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, рассказать ребё нку: мальчики нашли в лесу маленького ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Человек не сможет выкормить детёныша и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто кроме родителей не создаст им условий для роста и развития. Ёжика надо отпустить.
Можно также использовать и жизненные ситуации. Например, на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Попросите сына или дочь дать оценку этому поступку:
- Как бы поступил ты? Что надо делать, когда встречаешь птиц?
- Надо ли птицам помогать и как?
- Нужно ли без необходимости срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины?
Да, можно не заметить и не обратить на это внимание ребёнка, пройдя мимо, а ведь как хорошо можно использовать данную ситуацию в воспитании малыша.
Помните – взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Всё лучшее ребёнок черпает из семьи. Значит, наша с вами задача заключается в том, чтобы выработать у детей необходимую жизненную позицию. Мы должны внушить ребёнку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребёнок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стороне, но и обо всех людях, живущих на Земле.
Что же можем сделать мы, педагоги и родители, для выработки активной жизненной позиции у наших детей? (выберите наиболее важные ответы из нижеследующего перечня) :
• Быть самим примером правильного поведения.
• Внушать детям бережное отношение к природе.
• Отвечая на вопросы ребёнка, показывать взаимосвязь всего живого в природе. Убеждать, что мы не её хозяева, а лишь гости.
• Обращать внимание детей на негативные последствия неправильных действий человека в природе (Что произойдёт, если уничтожить всех насекомых или волков)
• С малых лет наши дети должны знать не только то, что можно взять у природы, но и что можно сделать для её блага.
Согласитесь, было бы хорошо, если в каждой семье стало доброй традицией в день рождения сажать молодые деревца, высаживать цветы.
«У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмётся за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность», - говорил писатель Леонид Леонов.
Для того, чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, их можно изобразить в рисунках. Пожалуйста, поговорите дома о правилах и попробуйте вместе со своим ребёнком их зарисовать.
Родительское собрание подготовлено на основе статьи из учебного пособия Т. Н. Зениной «Экологическая гостиная в ДОУ» (Взаимодействие с семьями воспитанников) – Центр педагогического образования Москва 2008 г.