Ирина Крамер
Родительское собрание в подготовительной группе «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе
«На пороге школы»
Форма проведения: круглый стол
Цель: сформировать представление родителей о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „На пороге школы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Развиты представления родителей о роли семьи в жизни ребенка в предшкольный период.
3. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе.
Участники: заведующий МБОДУ, старший воспитатель, воспитатели группы, учитель-логопед ДОУ, родители,
Необходимое оборудование: ручки и карандаши, карточки, мольберт, и др.
Видеоинтервью с ответами детей на вопросы «Зачем мне учиться в школе?»
Фигурки человечков (девочек и мальчиков). «Ведет, ведет дорога до школьного порога» (картинка с изображением школы и разные дорожки к ней).
Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Анкеты.
.
Логика проведения:
1. Приветствие.
2. Упражнение для родителей «Мой ребенок - будущий первоклассник» Цель: выявить уровень тревожности родителей за своего ребенка.
3. Упражнение "Парад мнений" Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы, воспитатель задает вопрос: "Что ребенок ожидает от школы?". Просмотр видеозаписи «Зачем мне учиться в школе?». Цель: выявить и обобщить мотивацию детей к обучению в школе.
4. Дискуссия с родителями «Готовность детей к школе». Цель: выявить и обобщить знания родителей о разных видах готовности детей к школьному обучению.
5. Выступление учителя-логопеда.
6. Обратная связь. Цель: выявить мнения родителей о проведенном мероприятии.
7. Подведение итогов собрания.
[b]Ход родительского собрания[/b]
1. Приветствие (№1) :
(предложить родителям разбиться на 2 команды)
Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас пожелание «В добрый час».
(№2): Совсем скоро наши ребята пойдут в школу! Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап в их жизни, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место будет занимать учебная деятельность. Все мы – педагоги, родители и дети – сегодня стоим на пороге школы. Поэтому нашу встречу, мы так и назвали «На пороге школы», и проведем мы ее в форме круглого стола. Сегодня на нашу встречу, мы пригласили учителя-логопеда, старшего воспитателя ДОУ.
Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс, вслед за своей первой учительницей. Ожидание начала школьных занятий – это и радость, и большая тревога. Чем будет ближе этот день, тем тревожнее будет в душе ребёнка.
- Справится ли ваш ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?
- Как подготовить ребёнка к школе, к новой жизни?
- Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начала обучения ребёнка в школе; как обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
(№3) 2. Упражнение для родителей «Мой ребенок - будущий первоклассник»
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на ней под знаком + те черты, которые помогут учёбе вашего ребёнка (Напр. Ответственность Самостоятельность Настойчивость, а под знаком -- те черты, которые затруднят его учёбу. А затем поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе.
«Ведет, ведет дорога до школьного порога»….
Вывод: Полоска: - красного цвета означает сильное Ваше беспокойство,
- жёлтая - умеренное, - зелёная полоска - нет особого беспокойства.
(№4) 3. Упражнение "Парад мнений"
Итак, скоро вашим малышам идти в школу. Мы хотим спросить родителей: «Что, по вашему мнению, ребенок ожидает от школы?»….
О школе мы побеседовали и с самими ребятами. Детям были заданы вопросы «Что такое школа? Зачем мне учиться в школе. Что ты ожидаешь от школы?».
Каким получилось интервью давайте посмотрим….
(интервью детей транслируются на экране).
Просмотр видеозаписи «Зачем мне учиться в школе…».
Вот такое представление у наших ребят о школе.
Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту новую социальную роль. Специалисты – психологи называют его «критическим возрастным периодом».
Ребёнок приносит из школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения, новые понятия о жизни, самом себе, своих способностях и своём месте в этом мире.
Всё происходящее с ребёнком за пределами дома через него приходит в семью. Семейная среда особенно значима для ребёнка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки.
(№5) 4. Дискуссия с родителями «Готовность детей к школе».
- Что же нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе? Чтобы разговор был предметным и конкретным, мы предлагаем вам немного поразмышлять. Обсудите и пронумеруйте по степени значимости для Вас, следующие факторы, которые могут помочь Вашим детям успешно обучаться в школе. Что обеспечит успех ребенка в школе? Затем выберите из них три фактора, на Ваш взгляд, главных и обоснуйте свой выбор.
(№6) Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение читать и писать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Развитие мелкой моторики руки
9. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется умением читать, считать, писать. Но современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.
Почему же так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Что же такое «Готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
(№7) Психологи выделяют разные виды готовности к школе:
Физиологическая готовность к школе включает в себя такие компоненты как:
Физическое созревание организма. Устойчивость к нагрузкам. Гибкость в адаптации к новому режиму.
Психологическая готовность к школе
Что включает в себя «психологическая готовность к школе»?
(№8) Психологическая готовность к школе включает в себя:
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учёбой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Мотивационная готовность включает такие понятия, как: хочу, могу, добьюсь успеха. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: способность ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
Важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих детей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
(№9) Можно выделить три наиболее значимые характеристики
готовности ребёнка к школе:
- желание учиться;
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
5. Выступление учителя-логопеда.
(№10) Так что же нового возникает в жизни ребёнка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?. Каков же портрет первоклассника?
Портрет первоклассника.
1. Ребёнок переходит к систематической учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребёнка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик-учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как, символ дальнейшего развития.
(№11) Что разовьет в себе ребёнок, чего достигнет, пребывая в её стенах, - во многом зависит от нас, взрослых. Поэтому мы хотим пожелать вам:
* Проявите изобретательность в выборе средств воспитания детей, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей.
* Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.
* Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
* Почувствуйте уверенность в своих силах, примите на себя роль родителей первоклассника, сумейте принять переживания ребёнка и поддержите первоклассника в его желании добиться успеха.
6. Обратная связь. Рефлексия деятельности.
Мы с вами сегодня о многом поговорили. Надеемся, что вы сделали соответствующие выводы о дальнейших путях в воспитании ваших детей и подготовке их к школе. В связи с этим необходимо принять решение этого собрания.
(№12) 7. Проект решения родительского собрания.
1. Готовить детей к принятию новой социальной роли – ученика.
2. Развивать в детях социальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
3. Формировать навыки сознательной дисциплины, послушания, аккуратности.
4. Развивать знания детей об окружающем их мире.
5. Развивать речь детей.
6. Следить за здоровьем будущего школьника, соблюдать профилактику заболеваний.
(№13) Желаем успешного обучения в школе.
Мы хотим поблагодарить вас, уважаемые родители, за плодотворную работу сегодня, надеюсь, вы получили ответы на многие ваши вопросы!
А теперь нам очень важно узнать Ваше мнение о проведенном мероприятии. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола.
Анкета для родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола.
1. ЧТО ПОБУДИЛО ВАС ПРИЙТИ НА МЕРОПРИЯТИЕ?
Дисциплинированность
Интерес к поднятой теме
Уважение к воспитателям
Любопытство
Возможное душевное успокоение
Настойчивые просьбы воспитателей
Не знаю
2. ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ТА ИЛИ ИНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ В БАЛЛАХ:
3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны.
Дискуссия
Видеозапись
Практические задания
Спасибо за сотрудничество!