Наталия Грудцинова
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему: «Готовность детей к школе»
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях но и в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Учёные выделяют разные виды готовности к школе.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной к школе группе „Готовность к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Прежде всего, важна психологическая готовность. Психологическая готовность включает в себя : личностную, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовность.
Личностная готовность заключается в признании позиции школьника, отношении к школе как к успешной деятельности и к самому себе, умении общаться со сверстниками.
Интеллектуальная готовность : ориентировка ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, желание узнавать новое, сенсорное развитие, развитие образных представлений, развитие речи и мышления, владение приёмами запоминания и припоминания.
Эмоционально-волевая готовность : способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением, умение организовывать рабочее место, иметь положительное отношение к целям деятельности, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результатов деятельности.
Таким образом, психологическая готовность заключается в том, что у ребёнка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития. С тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возрастным возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который даёт ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослению, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребёнка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она ещё не достигает полного развития. Ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т. д.
Будущий первоклассник должен обладать следующими качествами: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратится в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребёнок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательность событий. Иногда взрослые радуются, когда ребёнок считает до 100 и более. Не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах 5. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребёнок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, а на эле- ментарный вопрос: «Что больше – 1 или 2?» не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счётная деятельность у них не развита.
Выделяют специальную готовность : умение читать, умение считать, умение ребёнка писать.
Очень важной является физическая готовность : состояние здоровья, развитие костной системы, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Советы родителям
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать ветку и поставить в воду в комнате. Пусть ребёнок наблюдает за ней.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, а других одобряет.
• Следите за осанкой ребёнка, продолжайте развивать мелкую моторику рук. Можно предложить перебрать крупу, собрать бусы.
Список литературы
1. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999- № 1 61-63 с.
2. Венгер Л. А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
3. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.