Папки-передвижки

Родительское собрание во второй младшей группе

Cветлана Кольцова
Родительское собрание во второй младшей группе

Чтобы кризис прошел благополучно,

любите ребенка.

Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.

Время проведения: декабрь.

Форма про ведения: конференция.

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении

сформировать представление о кризисе 3 лет;

Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе» размещена в разделах

развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Вступительный этап.

2. Основная часть:

• работа с цитатой;

• мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»;

• моделирование проблемных ситуаций.

3. Подведения итогов собрания.

• рефлексия

• упражнение «Пожелание»

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап

1. Приглашение родителей на встречу.

2. Подготовка оборудования и материалов.

II. Организационный этап

1. Установка аппаратуры.

2. Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.

III. Вступительный этап

-Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема нашей родительской конференции «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит.

Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.

IV. Основная часть

Третий-четвертый год жизни ребенка…

Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность.

Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.

На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».

Например, Мама, дай машинку!

Мама дает со словами:

- Возьми, сынок.

Малыш раздраженно:

- Не хочу машинку!

Мама забирает игрушку.

Малыш гневно:

- Дай машинку! А-а-а!

Вам знакома эта ситуация, не правда ли?

Что же происходит?

Наш любимый малыш меняется на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого; как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство.

Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.

Работа с цитатой

Перед вами высказывание великого русского педагога К. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

- Выскажите свое отношение к данному высказыванию.

Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.

Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому родителю важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. От этого зависит успешность его воспитания.

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов».

1. НЕГАТИВИЗМ.

Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого.

Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

2. УПРЯМСТВО.

Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал, что он так захотел».

Например, ребенка, когда он уже проснулся, мамам просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал – не встану, значит не встану!»

3. СТРОПТИВОСТЬ.

Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4. СВОЕВОЛИЕ.

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. ПРОТЕСТ-БУНТ.

Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ.

Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7. ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ.

Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.

Таким образом.

- Кризис 3 лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».

- Самостоятельность и активность ребенка возрастает, изменяется отношение ребенка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.

Эмансипация – освобождение от какой- либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.

- Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)

- Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни, стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающих их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.

Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общения с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах, конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.

Следует обратить внимание на следующие моменты.

- Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

- Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны

- Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.

- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающую волю малыша, можно получить невротика.

- Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.

- Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.

- Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.

- Следует помнить правила использования слова «нельзя» : запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля;

Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка);

Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.

Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх.

Побросайте с малышом мячик. Устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушный пластилин, из которого никак не выходит мишка.

Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх.

Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, что «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного.

Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять м поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты.

На первый взгляд может показаться, что кризис 3 лет – явление сплошь негативное, превращающее ребенка в капризного деспота. Однако это лишь обратная сторона медали. На самом деле, результаты прохождения данной стадии развития очень важны для ребенка, это:

- становление нового уровня самосознания, появления собственного «я» (еще недавно, смотря на фото или в зеркало, ребенок говорил «это Маша, Петя», а теперь гордо произносит «это я»;

- развитие самостоятельности;

- развитие активности;

- развитие волевых качеств;

- появление чувства гордости за свои достижения;

- развитие самолюбия, как стимул для самосовершенствования;

- установления со взрослыми новых, более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности.

Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходиться многому учиться, но это стоит того.

Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.

Кризис 3 лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь.

Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и еще раз терпение.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖЕЛАНИЯ»

(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю вам …»)

Публикации по теме:

План работы с родителями второй младшей группы План работы с родителями 2-ой мл. группы. № п/п Месяц Тематика Форма проведения Ответственные Отметка о проведении 1 Сентябрь «Знакомство.

Кризис 3-х лет: как с ним справиться Вам и Вашему малышу? Ваш ребенок стал вдруг упрямиться, капризничать, делать все наперекор? Это признаки периода становления его личности, именуемый кризисом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание во второй младшей группе
Опубликовано: 19 января 2015 в 09:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД