МААМ-картинки

Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века

Ирина Гребенщикова
Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века
▼ Скачать + Заказать документы

Гребенщикова Ирина Петровна

воспитатель МАДОУ «Детский сад №147»

г. Рязани

«Чтение — это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

Что может быть важнее для человека, чем его активная жизненная позиция, осознание своего места в обществе. Отношение к работе, членам семьи, увлечения и интересы как пазлы собственного портрета создают целостную историю жизни человека. Какой становится эта картинка? Все ли фрагменты совпали? Может каких-нибудь недостает? Где нужно искать причину сбоя?

Публикация «Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века» размещена в разделах

С ранних лет человек позиционирует себя в обществе достаточно четко: мое личное «я» всегда главенствующее. Может для становления личности и для достижения чего-то в жизни и нужно быть везде «перехватывающим первопроходцем», но возникает вопрос: до какой степени нужно развивать в человеке это качество и где граница между человеком преуспевающим и нарушителем нравственных норм, склонным к поведенческому крену.

Нужен нам завтра высоконравственный человек с моральными устоями или нет? Хотим мы сохранить все лучшее в будущем поколении? Да, если мы хотим уверенно идти вперед, смотреть в светлое будущее, то конечно нам нужно духовно здоровое общество.

В формировании нового поколения большую роль играет художественная классическая литература. Герои произведений А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. писателей провоцируют взрослого читателя на определенную реакцию. Это субъективная оценка, работа эмоций, душевные переживания, поиск своего пути на месте героя. Это трудный, но интересный процесс, обогащавший взрослых детей жизненным опытом.

Но как максимально использовать детскую литературу в процессе воспитания дошкольников? Ведь что было заложено в ребенка изначально, с тем он и отправляется в жизнь. Психологи и педагоги, разбираясь в формировании и развитии личности дошкольника, пришли к выводу, что ребенка воспитывают приблизительно до 5 лет, а потом идет процесс перевоспитания. Теперь можно только представить какой колоссальный труд нужно вложить в маленького человечка, чтобы из него выросла зрелая личность, способная на нравственные поступки.

И тут на помощь приходит детская классическая литература. Художественные тексты должны в этом возрасте нести огромный эмоциональный заряд, заставляя работать чувства, разум. Ребенок готов слушать бесконечно сказки, рассказы, басни, притчи. Через сказки, рассказы, былины, притчи, басни он знакомится с такими понятиями как коммуникабельность, желание поделиться, договориться, знание о дружбе и любви, умение уступать, оценка своих и чужих поступков, умение сравнивать себя с героями художественных произведений, представление возможных последствий своих неосторожных действий для других, дискомфорт при нарушении моральных и этических норм, знать, что такое дети - инвалиды, сострадание, толерантность, уважение и любовь к родному дому, своей Родине.

Художественная детская литература является основой в становлении гармонически развитой личности. Через ознакомление с текстами, беседы на этические темы, театральное проигрывание сцен, «Закончи историю сам», рассуждения и впечатления о героях произведений, дидактические игры необходимо донести до ребенка идею автора, которая посеет верное зерно в детской душе.

К. Д. Ушинский высоко ценил нравственное воспитание ребенка и считал, что нравственность составляет главную задачу воспитания: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов".*

Сегодня, как никогда, родители должны быть правильно ориентированы в подборе литературы для своего ребенка. Взрослым очень трудно определиться на огромном рынке продаж детских книг. Современная зарубежная литература спорно воспринимается педагогами и психологами, коммерческие сказки и рассказы иногда приводят в недоумение даже неразборчивых взрослых читателей. Так что же читать сегодняшнему дошкольнику, искушенному современными технологиями и непонятными мультяшными героями? Все очень просто. Если нравственные догмы незыблемы и являются величиной постоянной, то и книги, на которых воспитано не одно русскоязычное поколение, являются таковыми же.

Никто не заменит сказки, притчи, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского и других детских писателей прошлых столетий. Не нужно ничего изобретать. Нужно просто внимательно прочитать сказку с ребенком и порассуждать на заданную тему.

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, созданные для детей, («Два товарища», «Белка и волк», «Баба и курица», «Галка и кувшин», «Еж и заяц», «Зайцы и лягушки», «Дележ наследства», «Как мужик убрал камень», «Комар и лев», «Как волки учат своих детей», «Лгун», «Курица и золотые яйца», «Муравей и голубка», «Орел», «Обезьяна и горох» и др.) через столетия передают огромный опыт человеческой мудрости, смекалку. Коротко, несколькими фразами писатель заставляет ребенка задуматься, принять к сведению житейский опыт, спровоцировать его на правильный поступок.

Рассказ «Лгун» в несколько строк составляет образную картинку: к чему может привести ложь, необдуманная шутка. Прочитав тут же рассказ «Косточка» дается еще одна ситуация, где ложь закрепляется в психике ребенка как нечто нежелательное, постыдное. В беседе с детьми проводится аналогия с житейской ситуацией и можно сказать, что зерно правдивости заложено в душе ребенка. Рассказы «Обезьяна и горох» и «Баба и курица» научат рационально подходить к решению жизненных проблем, знакомят с таким понятием как жадность. «Белка и волк» учит позитивному отношению к происходящему. «Муравей и голубка» сформирует межличностное отношение, а ироничный рассказик «Саша был трус» поможет избавиться от неоправданного страха. И так с каждым текстом: что ни история или сказка, то урок нравственности для ребенка.

Особенностью этих произведений является то, что они по объему небольшие, но глубокие по смыслу, заставляют читателей задуматься, поразмышлять, провести аналогию с какой-либо жизненной ситуацией и, что не маловажно, развить устойчивый интерес к чтению.

Являясь в первую очередь педагогом, К. Д. Ушинский писал рассказы, сказки, притчи для детей воспитательного характера. Небольшие тексты также творят чудеса в формировании детских душ. Сказка «Два козлика» легко воспринимается детьми, тут же проигрывается сценка и затем проецируется на ситуацию из жизни человека. «Ветер и солнце» учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева. Чтение сказки «Два плуга» специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие. «Слепая лошадь»учит детей тому, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует. «Лиса и козел», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Охотник до сказок» и другие рассказы несут не только поучительный смысл, но еще и правильную речь, обогащенную яркими языковыми средствами.

Нашим детям также важно читать сказки В. Ф. Одоевского, список которых не так велик. «Сказки дедушки Иринея» наглядно демонстрируют малышам все лучшие качества людей: трудолюбие, сдержанность, любознательность. Они читаются легко и непринужденно и могут послужить хорошей иллюстрацией для детей о том, как нужно поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как реагировать на поступки людей и почему нужно делать так, а не иначе.

Знакомство с жизнью общества, его традициями, обычаями через художественную литературу позволит дошкольнику успешно адаптироваться в современном мире. Каждое произведение классиков детской литературы становится для ребенка «окном» в те далекие времена, когда люди жили по-другому: если трудились, то до «седьмого пота», если верили, то всей душой, а если воевали, то до самой победы.

*Ушинский К. Д.

Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи.

1857–1861 гг. – М. -Л., 1948, с. 425–488.

Публикации по теме:

Деловая игра с педагогами ДОУ «Знатоки детской художественной литературы»Деловая игра с педагогами ДОУ «Знатоки детской художественной литературы» В ДОУ, в рамках регионального проекта «PROчтение» прошла деловая игра с педагогами «Знатоки детской художественной литературы». Цель: •.

Роль сказки в жизни ребенка Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок Уважаемые взрослые, вы, наверное, каждый день читаете своим детям сказки? Это значит,.

Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» Материал подготовила: Воспитатель МБДОУ д\с "Светлячок" Дегтярева Лариса Николаевна. В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению.

Конспект родительского собрания «Роль игрушки в жизни ребенка» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Консультация для родителей «Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка» Консультация для родителей Составила Парфенович Анастасия Леонидовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 46 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья» РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» Социологическое исследование на тему: Место классической музыки в жизни современной семьи. В связи с началом проекта «Классическая музыка.

Роль домашнего питомца в жизни ребенка Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века
Опубликовано: 30 августа 2016 в 21:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гребенщикова (УИ 770901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД