Гулия Гарифуллина
Роль дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей
детей младшего дошкольного возраста
(Сообщение из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ
«Д/с №15 «Теремок»
Гарифуллина Г. А.
РТ, Альметьевск, 2014г.
Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт своей работы по теме :
Публикация «Роль дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста (Сообщение из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
«Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеют игры, которые выступают как средство всестороннего воспитания ребёнка.
Сущность игры заключается в том, что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра. Но, любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Всё это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы для спонтанного развития руки.
И понимая это, я в своей группе обустроила уголок сенсорно-развивающей среды, где собраны пособия, книги, материалы, упражнения, игры позволяющие формировать у детей корректность, доброжелательность, выдержку, мыслительные задачи; развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, восприятия тактильных чувств, звуках.
В своей практике я часто использую готовый материал, а также в группе я изготовила следующие игры, сейчас я их представлю.
Игра «Собери солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.
Материал: поднос с бельевыми прищепками, плоский круг из толстого картона.
Ход игры : взрослый предлагает ребёнку вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять по краю круга, собирая солнышко.
Игра «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев обеих рук. Подготовка руки к письму.
Материал: поднос с макаронными изделиями, жесткая бельевая веревка,
Описание работы : взрослый предлагает ребёнку вынимать макароны одну за другой и, взяв каждую двумя пальцами, вдевать в веревку
Игра «Объедени в картинку»
Цель: Развивать воображение: формировать навык определения целого по части.
Материал: Папка с яркими сюжетами и разрезные части к ним.
Ход игры : Собрать рисунок, путем соотношения разрезных картинок к целой части
Игра «Покорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики двух пальцев руки (большого, указательного). Подготовка руки к письму. Развитие речи.
Материал: яркая баночка, в образе колобка, с прорезью, баночка с фасолью или бусинками.
Ход игры : Ребенок достает по одной фосолинке и проталкивает в прорезь, приговаривая при этом «Кушай колобок, это вкусно, полезно и тд.»
Игра «Помоги Золушке»
Цель: развитие мелкой моторики, концентрация внимания, умение играть сообща
Материал: баночка с перемешанными в ней бусинками и фасолью, четыре пустые баночки
Содержание работы : в большой баночке смешиваются три вида бусинок и фасоль. Дети по очереди берут указательным, средним и большим пальцами берут по одной бусинке и раскладывает их в другие, предназначенные для этого баночки
Игра «Художники»
Цель: развитие мелкой моторики указательного пальца, концентрация внимания, умение играть сообща
Материалы: Поднос с гречневой, рисовой или манной крупой
Ход игры : Дети сообща очень аккуратно водят пальцами по подносу с крупой, создавая разные рисунки (круги, овалы, прямые и зигзагообразные линии и тд.)
Игра «Помоги Золушке 2»
Цель: развитие мелкой моторики, концентрация внимания, умение играть сообща
Материал: блюдо с перемешанными в ней двух видов фасоли», пустые баночки
Содержание работы : в большом блюде смешиваются два вида фасоли. Дети сообща сортируют фасоль, берут средним и большим пальцами по одной бусинке и складывают ее каждый в свою.
Организуя игру, я всегда учитываю индивидуальные особенности ребенка. Если он быстро и легко справляется с заданиями, предлагаю ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше побольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребенка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Подводя итоги выше изложенного, хочу сказать что, с помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления, но и учу детей играть, то есть одновременно являюсь и учителем, и участником игры. А также важно, чтобы были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, поэтому все используемые игрушки, предметы, пособия находятся в игровом пространстве группы для свободного пользования детьми.