Светлана Денисова
Роль игры в развитии диалогической речи дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Общепринятыми методами обучения диалогической речи считаются беседа и разговор воспитателя с детьми. Разговор – непроизвольное, неподготовленное общение. Беседа – более организованный, коллективный разговор на заданную тему. Беседа может быть вводной, предваряющей наблюдение, экскурсию, чтение; может разворачиваться по ходу занятия, например, при рассматривании картин, при пересказе. Особый вид беседы – обобщающая, в процессе которой уточняются знания детей, полученные на занятиях.
Публикация «Роль игры в развитии диалогической речи дошкольников,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2016
Особое место занимает дружеская беседа, когда дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. В такой беседе воспитатель выступает как равноправный партнер, заинтересованный собеседник. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами. В умной дружеской беседе разворачивается личностно значимое содержательное общение.
В ходе беседы педагоги стремятся вызвать у детей желание рассуждать, аргументировать свои высказывания. Например, цыпленок, кошка и коза – животные, что между ними общего; как удалось дедушке сделать ушки внучки Анюты «послушками» (Г. Браиловская «Ушки – неслушки»).
Традиционно задание на составление рассказа рассматривается в методике как прием, направленный на развитие связной монологической речи. Считается также, что монолог более характерен для старших дошкольников. Но известны случаи, когда трехлетние дети в одиночной игре сопровождают свои действия речью. Речь не имеют формы развернутого текста, рассказа. Но это уже монолог. Главный признак монолога – его направленность на себя, а не на партнера по общению. Ожидание ответа – основной признак диалога. В работе с детьми широко практикуются совместное сочинение рассказов и сказок детьми, а также высказывания из личного опыта как развернутые реплики в диалоге. Для такой «диалогической» организации обучения рассказыванию можно использовать все функциональные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, все виды рассказывания (устный рассказ, игры-драматизации, инсценировки).
Игра – драматизация создает особенно благоприятные условия для развития репродуктивной речи (пересказа, поскольку в ней речевая задача воспроизведения текста автора облекается в игровую форму с коммуникативной и игровой мотивацией деятельности. В качестве текстовой основы в таких играх могут выступать сказки, потешки, а также собственные сочинения педагога и детей по типу пластических этюдах. Пластические этюды при этом выполняют также роль двигательной разрядки, своеобразной физкультминутки.
Одним из методов развития диалогической речи является метод организации деятельности кооперативного типа. Ведущим видом совместной деятельности детей является игра. По данным Р. А. Иванковой, в совместных играх детей речь выполняет две основные функции: одна из них – средство согласования действий партнеров по ходу игры, другая – средство обозначения игровых действий и предметов в самой игре, средство разыгрывания ролевых диалогов (на это указывали А. П. Усова, А. В. Запорожец). Но игра выступает не как средство развития диалогической речи, а как условие и как результат саморазвития коммуникативной компетенции детей. Методы обогащения самодеятельных сюжетно–ролевых игр детей – организация предметно–развивающей среды (предметно–игровых ситуаций, вызывающих действия по ассоциации, в воображаемом плане, расширение знаний об окружающем мире и о технике игры в процессе игр–занятий, а также добровольное принятие детьми педагога как партнера по играм, выполнение в них педагогом нескольких ролей (смена роли по ходу игры).
В развитии речи неоценима роль дидактической игры : пополняется словарный запас, активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать вопросы друг другу, является проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки.) «У реки росла рябина?» (Рябина).
В старшем дошкольном возрасте используется такой вид игры, как игра-фантазирование (Н. А. Короткова, Р. А. Иванкова). развитию этого вида игр может служить работа воспитателя с парой детей. Дети сочиняют киносценарий. Они по очереди придумывают эпизоды и зарисовывают их схематически в виде кадров. Прием моделирования структуры текста очень эффективен в плане освоения словесного творчества, рассказывания. И вместе с тем это игра в воображаемой ситуации. Игра, обогащению которой ненавязчиво способствует взрослый.
Более четко обозначается дидактическая функция коммуникации в театрализованных играх. В них педагог может предложить и тему игры, и возможное распределение ролей и организовать подготовку реквизита. Театрализованная игра может иметь форму детского театра, в котором есть зрители и актеры, а может представлять собой самодеятельную детскую игру для себя. В последнем случае вмешательство педагога возможно только «на равных правах партнера по игре».
Традиционным методом обучения детей диалогу являются мудрые народные игры. В них присутствует диалог партнеров как образец ведения разговора. Таковыми являются «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник».
Специальные приемы в игре призваны воспитывать ориентировку на партнера, его внешний вид, позу, голос, задают установку на ответ. Данные игры несут в себе заряд юмора, перевертыши, игру слов.
Диалогу человек учится всю жизнь. Возникая в быту как ситуативная разговорная речь, диалог поднимается до высот духовного общения, философской, искусствоведческой беседы, мировоззренческого диалога – личностно значимого, богатого мыслями содержательного общения, постигающего мир природы, людей, идей.
В семье ребенок учится диалогу в процессе общения при разнообразных видах деятельности. Взрослый – основной источник языка и форм речи, общение с ним вовлекает ребенка в мир языка, в мир диалога. Этот же путь к диалогу проходит ребенок и в дошкольном учреждении, где воспитатель целенаправленно вовлекает детей в общение, реагирует на инициативные высказывания, отвечает на вопросы детей, организует разнообразные игры и занятия, в том числе речевые.
Литература:
1. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. «Истоки диалога» Москва Мозаика-Синтез 2004г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» Москва Просвещение 1991г.