Ольга Бормотова
Роль костюма в танце
▼ Скачать + Заказать документы
Роль костюма в танце
Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек.
Сначала танец был обрядом.
Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность.
Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Но кто-нибудь задавался вопросом: «В чём они танцевали, а именно их костюмы?», «Какие они были?», «Из чего пошиты?».
Танцы бывают разные : ролевые, сюжетные, детские и бальные, современные и народные, джаз, степ и т. д., но одно их связывает точно – КОСТЮМ.
Публикация «Роль костюма в танце» размещена в разделах
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одного из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец со временем приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка, хореография, и конечно же национальный костюм.
Детский танцевальный костюм, несмотря на видимую однотипичность достаточно разнообразен. Это могут быть костюмы для бальных танцев, детский костюм для спортивных танцев и даже детские костюмы для танцев живота. Помимо делений на принадлежность к определённому жанру танца, детский костюм для танцев делятся по половому признаку (это костюм для танцев мальчика и костюм для танцев девочек). Если рассмотреть тренировочный костюм для мальчика, то это как правило брюки,реже шорты свободного покроя из эластичной ткани, рубашка или футболка с отделкой для верхней части костюма. Одной из особенностью такого танцевального костюма должна быть отделка в тон на ряду его партнёрши. Детский танцевальный костюм для девочки гораздо разнообразнее. Он может состоять из купальника и юбки, а может быть танцевальным платьем. Возможны комбинации юбки и топа или топ с шароварами для восточного танца и танца живота. Помимо таких комбинаций, как правило, очень часто присутствуют дополнительные атрибуты. Это гетры, колготки, носки и перчатки. Для эстрадных номеров бывает, присутствует платок или другой головной убор. В целом комплект костюма для танцев девочки во многом зависит от направления, в котором она занимается и эстрадной аранжировки танца.
Одним из основополагающих качеств детского танцевального костюма, помимо его внешнего вида и гармоничного сочетания с костюмом партнёра при парных танцах, безусловно, является его удобство, так как для детишек удобство костюма намного важнее, чем для взрослых танцоров. Он должен быть из эластичных тканей, способных облегать фигуру и растягиваться при движениях в танце. Ткань для костюмов должна быть приятной к телу и, конечно же, не вызывать аллергию. Помимо удобства носки, детский костюм для танцев должен выдерживать многократную стирку и глажку, так как танцевальный костюм всё же является не выходным костюмом, а скорее профессиональной униформой танцора или танцовщицы.
Мною поставлены детские танцы : «Джаз», «Зонтики», «Ленточки» и танец «Лягушата». На примере танец «Лягушата» - дети одеты в костюм, сшитый костюмером по особым раскройкам. Цвет костюма естественно-зелёный, на голове в виде глаз и рта одета шапочка, а сам костюм представляет собой комбинезон, на ногах тапочки в виде лапок лягушат. Танец «Джаз» - танец танцуют только девочки. Они одеты в брюки и жилет, на руках, отдельно от жилета, сшиты рукава. На голове шишка в виде небольшой шляпки. Цвет костюма бордовый с переливами, рукава. Шишка и воротничок костюма лёгкий летящий шифон, а на ногах чешки. Этот детский танцевальный костюм не затрудняет движениям в танце, и он смотрится легким – воздушным. Костюм соответствует танцу и возрастным особенностям детей. Ещё один из детских моих танцев средняя группа «Мы» с танцевальным номером «Я+ТЫ». Костюм сшит из блестящей ткани – манетка. Ярким и ослепляющим он смотрится на сцене. За счёт его структуры ткани костюм светится и отражается от света. Этот костюм многосторонний, его можно не только в одном танце использовать, но и в других так же. Например: танец с зонтиками, радуга и многие другие.
Русский праздничный костюм
А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и нa свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты - тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.
Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» - так называли разных его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.
Недаром слово «красный» одновременно означало и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета народы связывали с цветом огня и солнца, и поэтому красный цвет был символом спасения и преграды для злых сил.
На своих занятиях через танец я прививаю любовь к Родине, её традициям, истокам и истории. Народный танец привлекает тем, что нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в своё веселье, народный танец румянеет щёки, зажигает кровь. В нём таится огромный заряд веселья и бодрости. Исконный народный танец любой страны и любого народа – хоровод. Старинные хороводные пляски продолжают жить во многих уголках земного шара. Девушки разных стран продолжают танцевать его и в наши дни, держа в руках расписной платок или шёлковый шнур. По традиции, народный танец переходит из поколения в поколения в среде, котором его танцуют. Каждая народность имела свои представления о красоте, поэтому мы видим такое разнообразие вышивки, рюшей и лент.
В народном танце использовались лапти, сапоги, но сейчас танцуют в туфельках – лодочках, с небольшим каблучком. Всё это рассказывает о необыкновенной истории и заставляет окунуться в символику каждого орнамента, а именно платья русского народа и мужской рубахи. Все народы пытались вложить крупинку мудрости и национальной гордости, создавая свои национальные убранства.
Больше всего я отдаю предпочтение народному танцу. Он близок мне не только по духу, но и по моему мироощущению, поэтому одним из поставленных мною танцев является русско-народный танец «Берёзка». При постановке этого танца я учитывала возрастные особенности детей. Если в младшей группе предполагаются детские, бальные, классические, народные танцы, то комбинации и сам танец является элементарным- простым. В танце изучаются движения, которые ребёнок в этом возрасте может легко воспринять и запомнить. В старшей же группе и в средней постановка танцев и комбинации являются более сложными по технике и лексике. Танец «Берёзка» исполняют дети средней возрастной категории. Костюм для этого танца был мною придуман и сшит по специальным раскройкам. Он представляет собой белое длинное до пят платье, на котором зарисованы полосы, символизирующие ствол берёзы. На руках из зелёной ткани сшиты рукава, которые обозначают крону и листья дерева, при взмахе они развиваются по воздуху легко. Ткань для этого костюма – это легкий шифон, органза, атласные широкие и узкие ленты. На голове венки из искусственных цветов, на ногах белые чешки. Народный танец не стоит на месте, он развивается и с ним развивается костюм. На примере детского народного костюма, в отличии взрослого он может быть ярким и праздничным. Танец «ВЕНОК». Мною был придуман сам танец и продуманы костюмы. Яркая атласная ткань хорошо смотрится на сцене, тем самым украшает танцующих.
Одним из национальных народных танцев является – цыганский. Цыгане – народ свободолюбивый, ни от кого не зависящий. Танцуют цыгане, как живут – свободно, искромётно, полностью отдаваясь танцу. Движении раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не по парам, а целыми таборами. Национальный костюм цыган – у девушек несколько длинных, друг на друга одетых юбок (юбки яркие, красочные и в основном это цветы – розы, любимый цветок цыган). Преобладающий цвет на юбках – чёрный и красный. Топ с длинными рукавами и воланами, подвязанный на груди. Украшения у цыган обязательны: бусы, большие золотые серьги, браслеты. Большое количество золотых украшений на их теле является для этого народа признаком богатства и величества. В таких костюмах они чувствуют свою свободу и непринужденность. В танце девушки держатся за подол своих юбок, размахивая ими в разные стороны (вперёд – назад, из стороны в сторону). Плечи танцующих покрыты платком, также яркого цвета с кистями. В основном мужчины одеты в красные шёлковые атласные рубахи, подпоясанные чёрным длинным поясом. Штаны также чёрные, широкого покроя, а на ногах обуты сапоги до колен.
При постановке танца для средней группы (радуга, я использовала такой стиль, как латиноамериканский. Перед тем как поставить этот танец я изучила происхождение, то есть его историю, характер исполнения движений и сам характер танцующих, но больше всего меня поразила красота латиноамериканского костюма.
Одним из самых красивейших костюмов является – костюм латиноамериканского танца. Мода в танцевальном мире меняется часто. В 21 веке появилось довольно много интересных тенденций, новых образов и стилей. Это образ облака, ветра, воздуха, что-то летящее и развивающееся, создающее объём, подчёркивающее скорость. Этот образ привлёк в платья лёгкие широкие шифоновые юбки, большое количество всевозможных палантинов, шарфов, широких рукавов, которые развиваются в движении и зрительно усиливают его. Платье более объёмное, но легкое, подчёркивает широкую амплитуду движений. Такой образ в стандарте смотрится очень красиво – пара как-будто летит по паркету. По прежнему престижно использовать два костюма во время турнира по латиноамериканскому танцу. Иногда оба костюма выполнены в одном стиле, разные по цвету, но чёрный цвет всегда и всегда будет хорош, также можно сказать и о белом цвете. Не стоит бояться и сложных оттенков. В таком костюме танцору не мешает ничего, он парит по паркету с легкостью и удобством. Главное – научиться воспринимать костюм не как одежду для танца, а как важнейший элемент индивидуальности, образа, комфорта, уверенности в себе. Это то, из чего во многом складывается победа. И в этом хороший костюм играет огромную роль!
В перспективе на следующий год я хочу попробовать такой стиль танца, как – испанский.
Слушая музыку, у каждого человека в голове, непроизвольно, возникает тот или иной персонаж. И так пока будет жить танец, будут рождаться новые образы, а за ними и танцевальный костюм!