Таранова Надежда
Роль наставника в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;
я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».
Мишель де Монтель
Кто играет самую важную роль в развитии ребенка? «Родители, конечно», - скажете вы. И будете правы. Но кроме родителей есть еще один важный человек, который очень нужен каждому ребенку, – Наставник. Наставником может быть дядя, тетя, учитель в школе, тренер в спортивной секции, ну и конечно же воспитатель в детском саду. Это человек, который будет помогать ребенку приобретать необходимые в жизни навыки и умения, будет ставить перед ним задачи и требовать их выполнять, преодолевая нежелание и трудности. Родители воспитывают ребенка, опираясь на безусловную любовь и принятие. Особенно современные родители, большинство из которых, воспитывают свое чадо по принципу, мы не в чем ему не отказываем, но при этом у нас нет лишнего времени, чтобы просто поговорить с ребенком, легче дать в руки телефон или планшет, ребенок занят-это удобно для родителей. И на данном этапе родители не могут ему помочь, так как если они начнут оценивать и критиковать своего ребенка, безусловной любви придет конец и нарушится привязанность. Именно поэтому и нужен Наставник – человек, который будет учить ребенка, сочетая доминирование и строгость и заботу.
Публикация «Роль наставника в жизни ребенка» размещена в разделах
Ребенку необходим Наставник. Если такого нет, то дети находят его «суррогат» - харизматичного друга-хулигана во дворе, кумира среди известных людей, героев фильмов или компьютерных игр, ведь на современного ребенка обрушивается огромный поток информации, не всегда положительный. Возраст наставника и метод его взаимодействия с подопечным имеет дискуссионный характер. Наставничество имеет обширную историю. В обязанности наставника вносились коррективы времени, но его роль была всегда почтительна и уважаема.
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания.
В первобытном обществе наставничество существовало в виде обряда инициации – имя наречения и было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада.
С появлением христианства наставничество ассоциировалось с духовным воспитанием, наставник – это духовный отец, пастырь, пророк. Соответственно и ценности духовного наставничества отличались от мирских. Для духовного наставничества важнейшими критериями являются заступничество, проявление любви, постоянное наставление своих учеников, одаривание их своей мудростью.
В эпоху средневековья наставничество получило распространение в педагогике.
Педагог и просветитель XVII века Я. А. Коменский утверждал значимость наставника в воспитательном процессе, пример которого является одним из основных методов нравственного воспитания подрастающего поколения. Особую роль наставничество приобрело в российской педагогике. В дореволюционной России существовала должность «наставник», который выполнял важную общественную функцию –воспитание детей.
В работах К. Д. Ушинского получило широкое освещение значимость личностных, общечеловеческих, нравственно - волевых и профессиональных качеств педагога-наставника (справедливость, честность, личный педагогический талант, творческий подход к делу, добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, терпение, выдержка, настойчивость, определяющие высокие требования к его профессионализму и личности.
В 70–80 годы XX века произошла трансформация понятия «наставничество» и оно получило развитие как массовое движение в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. В исследованиях этих лет отражающих специфику наставничества в условиях производственной деятельности, подчеркнута его особая функция личности: идейно - политическое, нравственное, трудовое.
Наставничество понимается как помощь в профессиональном совершенствовании молодого специалиста, целенаправленное формирование его личности в соответствии с идеалами социалистического общества.
В конце 80 - х – начале 90 -х годов, в связи вступлением России в новые экономические отношения, наблюдается снижение интереса к наставничеству как массовому движению. Основной причиной утраты интереса к нему, является несоблюдение принципа добровольности, когда обучаемого «прикрепляют» к наставнику и молодой педагог принужден таким образом перенимать опыт старшего коллеги. В это время становится очевидным разница в мировоззрении молодого и старшего поколения. Вольные веяния свободы после рухнувшего железного занавеса социалистических идей, захлестнули молодёжь. Старшее поколение, в целом, потеряло свой авторитет в смутные 90- годы. Страна переживала тяжёлое обнуление.
В 90 - е годы XX века в США возникло новое значение слова «настав ник». Наставнический опыт стал активно использоваться в менеджменте. По- явились исследования, отражающие специфику наставничества в вопросах обучения кадров на производстве. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров. Наблюдается использование наряду со словом «наставничество» слов английского происхождения: «тьюторство», «коучинг». Тьюторское сопровождение получает широкое распространение в системе высшего и среднего образования вследствие распада института наставничества в конце XX века.
На современном этапе в условиях модернизации российской системы образования наставничество вступает в новый этап своего развития, повышается его социальная роль и значимость в процессе адаптации ребен ка. Главной задачей наставника считается умение увидеть и пробудить все лучшее, что заложено в ребенке природой. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.
Наставник - это призвание, как и настоящий учитель. Он не равнодушен к своему педагогическому наследию. Время демонстрирует необходимость в постоянном обогащении знаний, умений и возможности черпания свежих идей для полноценной, яркой работы на педагогическом поприще.
Закончить свое выступление я хочу словами древнего философа, потому что считаю, что они очень верно обрисовывают роль наставника в современном мире «…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».