Получи документы

Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования

Колданина Галина Николаевна
Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования

Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования.

Каждый ребенок имеет право на особую защиту и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети, которые имеют разную степень инвалидности.

Публикация «Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования» размещена в разделах

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достоинств.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Главный принцип инклюзивного образования- не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка.

Участники образовательного пространства: дети, педагоги, родители, специалисты.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» (закон Российской Федерации «Об образовании»).

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и дети, не имеющие дефектов, способны под влиянием необходимой медицинской помощи, средств реабилитации, воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. В основе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья находится социальная адаптация и реабилитация. В свете адекватного и продуктивного включения детей в социум коррекция нарушений развития рассматривается как одно из важнейших условий. В основе Российской модели инклюзии лежат положения Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность воспитания и обучения ребенка непосредственно определяется степенью социально - психологической адаптированности родителей, что предполагает их информированность об особенностях развития собственного ребенка, основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально- позитивного общения, игровой деятельности и т. д. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Относительно развития ребенка с ОВЗ возникают некоторые затруднения, связанные влиянием окружающей среды в широком смысле и таким детям требуется существенно повышать усилия для решения задач, достижения целей и в силу этого увеличиваются требования к личности. Это повод обращения к своим ресурсам, их реализации. Эти состояния проецируются и на родителей. Вышесказанное становится основой для формирования причины неготовности к поддержке инклюзии на уровне микросистемы семьи – это отсутствие компетентности в принятии решений относительно своей жизни и жизни своего ребенка. Эта компетентность зависит не только и не столько от знаний, которые есть у конкретного родителя, от отношения к проблеме инвалидности ребенка и от внешней поддержки, но и от того «ассортимента» услуг, который предлагается для особого ребенка и его семьи, а также от взаимоотношений между семьей и специалистами. Человек с нарушениями имеет право вести такую же жизнь, как и остальные члены общества. Для детей это, прежде всего, возможность жить в семье, быть рядом с обычными сверстниками, ходить в обычную школу или обычный детский сад. Таким образом, на смену сегрегации в специальных учреждениях пришло понимание необходимости интеграции и включения детей с особыми потребностями в среду обычных сверстников. Но среди населения преобладает бытовая модель отношения к особым детям, сформированная под действием биологической модели инвалидности. Следствием этого может стать и нежелание специалистов «допустить» особого ребенка в обычный детский сад, и неготовность родителей обычных детей к приему в группу особого ребенка.

Модель сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ.

Целью сопровождения семьи и ребенка является создание оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специального организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Задачи:

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

Создание необходимой развивающей среды;

Разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

Стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

Осуществление профилактики неблагополучного развития ребенка.

Работа с родителями ребенка – инвалида ведется по направлениям:

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

• вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

• научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

• сформировать адекватную самооценку.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Работа с семьей ведется по 2 направлениям:

• повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;

• вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:

• анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);

• индивидуальные беседы и консультации анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

• праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).

Проведение анкетирования, личных бесед помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.

Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОУ Большое внимание организации инклюзивного образования уделяется в Белгородской области. Как правило, процесс вовлечение детей с умственными.

Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в ДОУ В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с ОВЗ, имеют равные со.

Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Автор: Сашина Юлия Владимировна,.

Проект консультативного пункта для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование в семье Целью  создания консультативного пункта  является обеспечение права родителей, обеспечивающих получение детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

Проект «Организация элементов инклюзивного образования для детей с ОВЗ в летний период» Тип проекта: творческий. По продолжительности: краткосрочный (июнь-август 2018 года) По количеству участников: дети группы №2, дети и педагоги.

Проектная работа «Фетрушка» для родителей и детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ГБУ РС (Я) нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования,.

Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Роль родителей в реализации стандартов дошкольного образования Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Необходимо учитывать следующий спектр обеспечения условий инклюзивного образования детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль родителей детей с ОВЗ, детей инвалидов в реализации инклюзивного образования
Опубликовано: 19 октября 2019 в 17:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД