Роль семейного воспитания в процессе социально-психологической адаптации детей к условиям ДОО

Анна Мурзина
Роль семейного воспитания в процессе социально-психологической адаптации детей к условиям ДОО

В статье рассматривается проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста, поступающих в дошкольную организацию, влияние стиля воспитания на процесс протекания адаптационного процесса.

Адаптация, стили воспитания, ранний дошкольный возраст, дошкольная организация, специальная работа, воспитание.

Считается, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, в первую очередь, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы воспитания.

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. Семья имеет ряд функций,но большее значение в настоящее время приобрели такие как: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Ж. Ж. Руссо говорил, что родители первые воспитатели и именно они имеют самое сильное влияние на детей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Г. В. Пантюхиной были выделены два основных условия, влияющих на скорость и качество привыкания детей к новым для них жизненным условиям. Первое условие – семья ребенка и те действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации к детскому саду. Второе условие – детский сад и та специальная работа педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей, впервые поступающих в группу.

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания.

Альфредом Адлером были выделены 3 стиля семейного воспитания:

1. Авторитарный (диктатура)

Авторитарный стиль воспитания в семье, основанный на психологической дистанции между родителями и детьми, жестком контроле и ограничении самостоятельности ребенка, может привести к возникновению в период адаптации агрессии или тревоги. Возникает риск дезадаптации, предполагающей возможность формирования у тревожных детей невротических отклонений, а агрессивных – отклоняющегося поведения.

2. Либеральный (невмешательство)

Данный стиль семейного воспитания может серьезно осложнить привыкание детей к дошкольному учреждению. Отсутствие четких требований, неумение родителей контролировать поведение детей приводят, с одной стороны, к неуверенности в себе и тревожности, а с другой - к трудностям в принятии новых норм и правил. Часто у дошкольников формируется асоциальное поведение, поскольку они не умеют и не хотят выполнять требования взрослых.

3. Демократический (сотрудничество)

Детские ошибки спокойно анализируются и разбираются вместе с ребенком, чтобы он мог их оценить и внести коррективы в собственное поведение. Любая оплошность, совершенная ребенком, рассматривается как возможность получить ценный жизненный урок, а не как повод для очередного наказания. С другой стороны, хорошее поведение детей всегда ценится и вознаграждается.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка и успешной адаптации является демократический стиль воспитания.

Публикации по теме:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» Проект Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» «От пятилетнего ребенка до меня только.

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Сообщение на тему: «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». Основными принципами дошкольного образования.

Мастер-класс для воспитателей ДОО «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей» «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей дошкольного возраста» За последнее время можно.

Проект «Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор проекта: Усольцева Надежда Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №15 «Жар-птица» Вид проекта: Информационно-творческий;.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38» Проект по адаптации детей раннего.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Развитие духовно-нравственных качеств у детей-инвалидов в процессе социально-психологической реабилитации Как показывает практика, приоритетными направлениями реабилитации детей-инвалидов являются медицинская и образовательная деятельность. Однако.

Приобщение к здоровому образу жизни через совместные детско-родительские мероприятия «Роль семьи в процессе воспитания ЗОЖ» Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогает человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Роль семейного воспитания в процессе социально-психологической адаптации детей к условиям ДОО
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 12:44
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...