Лучший педагог года

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Загида Хусаинова
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Роль семьи в развитии поисково – исследовательской

деятельности ребенка

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.

Публикация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» размещена в разделах

При этом решаются такие задачи как:

- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств / эталонов, символов, условных заменителей, моделей / ;

- включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности ;

- развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.

Организация идет по трем направлениям:

- живая природа / многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях /;

- неживая природа / воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др. / ;

- человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов / .

Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребенка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация / выставки книг / идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду» : «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;

- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;

- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;

- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное как само собой разумеющееся,т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому дети получали задания на работу с магнитом, зеркалом, лупой, рассматривание под микроскопом, наблюдение за состоянием воды при кипении и при сильном охлаждении.

В этом месяце дети получили конкретные задания из методического пособия «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.

Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что наиболее интересные ответы у Оли Г. / мама принесла даже результат рисования на ткани соком /, у Миши эксперимент связан со вкусом и изменением цвета продуктов, Лиза Голомидова сделала вывод, что непромокаемая ткань используется для шитья зонтиков. Интересно описан опыт у Анны Д. Они рассматривали дольки фруктов через лупу и сок, который выжимали из фруктов. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Анны В.. Анна наблюдала опыт с воздухом, делала свои умозаключения, выводы. Вика тоже старалась, у нее опыт с шариками. Ян провел опыт с горохом и сахаром. Через свой опыт он узнал о том, что горох в воде разбухает, а сахар растворяется.

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей,как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Хочется отметить, что в интернете есть рубрика исследовательской деятельности детей. Из нее информацию приносят родители. Им это очень даже интересно самим.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Делимся опытом Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка
Опубликовано: 12 марта 2012 в 19:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД