ГАЛИНА ГИЛЕВА
Роль семьи в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании ребенка
Все начинается с семьи…
Что же ребенок должен знать о понятии «семья», и какова роль семьи в воспитании ребенка? Семья – это дом, где всегда тепло, место, где живут любимые и любящие его люди. Семья – это всё самое первое в его маленькой жизни: общение, досуг, ценности, опыт. Именно в семье ребенок приобретает важные сведения о мире и отношениях. Основываясь на принятой в семье модели поведения, выстраивает собственную, начинает оценивать роль каждого человека в жизни общества. Поэтому каждый новый день вашего малыша должен быть полон открытий, запоминаться яркими событиями и интересными беседами. Поддерживайте связь младшего поколения со старшим: пусть читают вслух любимые сказки, вместе смотрят фотографии и гуляют. Чаще устраивайте семейные праздники и теплые встречи в уютной обстановке. Сделайте так, чтобы в вашем доме любовь, доверие и уважение превращались из высокопарных слов в настоящие чувства…
Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка» размещена в разделах
Как важно быть ответственным.
Не стоит требовать у ребенка послушания и определенных стандартов поведения без объяснений. Используйте просьбы и поручения, а не приказы и ультиматумы. Будьте аккуратны со словами «можно» и «нельзя». Заведённый однажды порядок должен соблюдаться без изменений и отступлений. Методы воспитания не должны иметь расхождений у каждого из членов семьи. Иначе у ребенка выработается неоднозначное представление о морально – эстетических нормах. Он будет искать поблажек, и уходить от ответственности за принятые решения и совершенные поступки. Потому не говорите однозначное «нет», если не уверены в собственной выдержке. Чтобы более доступно рассказать ребенку о чувстве долга и ответственности, придумайте сказку, в которой главным героем будет он сам. Смоделированные ситуации помогут ребенку многое понять и научат делать выбор между ленью и трудом, добром и злом. Развитию у ребенка чуткости будут способствовать уход за домашними животными и помощь старшему поколению семьи – бабушкам и дедушкам.
Быть здоровым здорово!
Здоровый образ жизни- это особое умение грамотно сочетать правильное
питание, личную гигиену, физические нагрузки и отдых. Чтобы помочь вашему малышу быть бодрым, крепким и весёлым, составьте для него распорядок дня, которому так же следуйте сами.
Утро хорошо начинать с зарядки. Пусть это станет общей игрой: двигайтесь под музыку, приседайте, наклоняйтесь, прыгайте! Постепенно приучайте ребенка к спорту, находя полезные сезонные занятия: зимой- лыжи и коньки, летом – плаванья, ролики, бег.
В вопросах питания придерживайтесь принципов сбалансированности и соблюдения рациона. Самую калорийную пищу ребенок должен получать на обед: супы, мясные или рыбные блюда с гарниром. Завтраки ужин, наоборот, не должен быть перегруженным и могут включать молочные продукты, овощи, фрукты, каши и запеканки. Не забывайте про напитки- воду, морсы, соки и компоты. А чтобы ребёнок ел с аппетитом, добавляйте в привычную трапезу яркие штрихи- цветочную посуду, красивые салфетки.
Пешие прогулки на свежем воздухе и походы помогут ребенку стать более выносливым. Не забудьте уделить особое внимание тому, как одет ваш малыш. Выбирайте натуральные материалы и старайтесь не укутывать, а грамотно утеплять: учитывайте, что дети более подвижны, а значит, тратят больше энергии.
Для восстановления сил и отдыха каждому ребёнку необходим здоровый крепкий сон (у дошкольника может составлять от 10 до 14 часов в сутки- в зависимости от активности и установленного режима).
Вместе трудиться-
Всегда пригодится!
Труд не должен восприниматсься ребёнком как повинность или наказание. Труд также не должен быть противопоставлен игре и развлечениям. Очень важно грамотно раскрывать детям понятия «ответственность» и «самостоятельность».
Для начала определите круг обязанностей, которые ребёнок вполне может выполнить сам, без сторонней помощи, не тратя много сил и времени. Сюда могут входить и элементарное самообслуживание, и помощь по хозяйству.
Пусть всё, что ребёнок сделает, помогает ему почувствовать себя полезным, даёт повод для оправданной гордости. Тогда каждая убранная со стола тарелка или собранное с дерева яблоко станут вкладом в общее дело.
Чтобы приучить ребёнка к труду, используйте общие семейные занятия: подготовка к встречи гостей, уборку территории на дачном участке или рукоделие по интересам.
Детский островок
Личное пространство- важная составляющая жизни и развития не только творческих, но и элементарных бытовых навыков ребёнка.
Своя полка, свой стол или комната дома, шкафчик в детском саду –пусть весьма компактное, но очень ответственное «место» для малыша.
Ребёнок скорее привыкнет застилать постель, убирать вещи в шкаф или разбираться в коробке с игрушками, если будет знать, что вы считаете его достаточно взрослым для этого. Делайте акцент на том, как незаменима его помощь в рамках уборки всей квартиры.
Все необходимое личные вещи и предметы должны находиться на доступном для вашего ребёнка расстоянии, с учетом его роста. Не создавайте обстановку «на вырост». Возьмите на заметку идею зонирования помещения- с помощью наклеек, ширм, табличек, штор или особого расположения мебели. Сочетайте в интерьере качели, шведскую стенку и мягкие пуфы, используйте яркие коробки, корзины, стаканы для карандашей и ручек. Игрушки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, не бойтесь убирать лишние, освобождая место для новых.
Читаем, говорим фантазируем…
Едва научившись говорить, ребёнок начинает задавать вопросы, интересуется всем вокруг. На его «что», «зачем»и «почему» порой непросто найти ответ. Помочь в этом может лучший друг и проводник в мир знаний и фантазий – книга.
Создайте особый вечерний ритуал- совместное чтение. Пусть ребёнок сам выбирает, о чём он хочет послушать, и пересказывает хорошо известные ему истории и сказки.
Тренируйте память малыша, разучивая песенки, скороговорки, загадки потешки -по дороге из дома в детский сад или во время прогулок.
Обменяйтесь событиями, произошедших за день. Не прерывайте ребёнка, слушайте внимательно, задавайте уточняющие вопросы. Интерес со стороны взрослых развивает у ребёнка навыки рассказчика, рождает желание усложнять конструкции предложений, дополняя повествование деталями.
Если ребёнок научится ясно, чётко и распространённо формулировать свои мысли, он будет завоёвывать внимание не только у сверстников, но и у воспитателей,и у педагогов.
Памятка родителям.
Первое,о чём обычно забывают родители при общении с детьми и их воспитании – ставить себя на место своего малыша. Важно помнить,как вы вели себя в аналогичном возрасте, что вам нравилось с чем не соглашались, почему не слушались. Сохраняя авторитет,пытайтесь стать ближе.
Ребёнок нуждается в вашей любви, но не в чрезмерной опеке. Ребёнок должен чувствовать вашу поддержку в любых начинаниях, будь то спортивная секция или желание поменять цвет комнаты. Но не спешите потакать вашему чаду в малейших капризах, чтобы не вырастить маленького «нехочуху».
Чаще говорите с ребёнком,просите его объяснить тот или иной его поступок. Не давите, но личным примером показывайте возможность поведенческого выбора.
Постарайтесь увидеть в вашем ребёнке индивидуальность- не обязательно отличника и лидера, но творческую единицу или прекрасного собеседника, друга, чтеца и т. д.
Не ждите, что ребёнок воплотит ваши мечты,у него появятся собственные!
Будьте деликатнее и относитесь к детским переживаниям и радостям, как к своим собственным: потеря любимой игрушки – события, не меньшее по масштабу, чем неудача на работе.