Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха

Ульяна Голубева
Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха

1. Влияние семьи и чтения художественной литературы на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельности школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психологические предпосылки, интерес к обучению, развивать учебные, коммуникативные умения. Активизация познавательной деятельности ребенка в домашних условии связана с работой по формированию словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата и с развитием речевого общения в разнообразных ситуациях. Познание окружающей действительности связано с развитием, усложнением бытовых, коммуникативных, трудовых умений. В различных видах совместной деятельности, в общении родители развивают интерес ребенка к знаниям, к чтению, к учебной деятельности. Совместное проведение досуга в семье, семейные праздники, посещение музеев, спектаклей, выставок расширяют кругозор неслышащих, развивают фантазию, творчество, формируют культуру социального поведения и активизируют познавательную деятельность.

Ежедневное обсуждение жизненных повседневных дел (проблемных ситуаций, доступных пониманию школьника, и активный поиск, участие в их решении, выполнение поручений развивают его активность, самостоятельность, инициативность и способствуют познанию действительности. Совместное обсуждение домашних дел и практическое участие в них побуждают ребенка к активизации мыслительной деятельности, к речевому общению, к освоению ого словаря. Посильный труд школьника в семье, выполнение поручений, участие в оказании помощи престарелым членам семьи, забота о младших помогает ребенку осознать опыт семейных отношений, ответственность перед семьей, понять внутрисемейные отношения и самому готовиться к семейной жизни. Организация такой познавательной деятельности неслышащего в семье требует активного участия и помощи всех членов семьи. Особое место в ней занимают родители, обучающие неслышащего или слабослышащего, тактично помогающие и направляющие его действия. Формирование культуры поведения ребенка в семье, в обществе, развитие культуры речевого общения многом зависит от нравственного климата, взаимоотношений в семье, поведения и образа жизни самих родителей.

Программа русской художественной литературы заменяла гуманитарное воспитание.

На вопрос анкеты назвать самую любимую тематику книг группа опрошенных слабослышащих детей дала такие показатели: сказки – 42%; рассказы – 30%; приключения – 12%; стихи – 6%; детективы – 6%; комиксы – 4%.

Чем объясняются такие литературные предпочтения?

Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло. Сказка ценна хотя бы за то, что формирует эти базовые понятия, основу структуры личности. Кстати, ребенок всегда проецирует на себя образ главного героя любимой сказки и, находясь под этим влиянием, строит свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ. Этим во многом можно объяснить завышенную самооценку дошкольников, которые не видят себя самыми хорошими, как и их любимые герои, не умея в силу возрастных особенностей видеть их недостатки.

Рассказ – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет. В это время интересы ребенка направлены на предстоящее или настоящее обучение в школе и познавательную деятельность, связанную с ним. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках. И снова тут можно сказать, что ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны, хотя все же не отказываются от помощи волшебства, как было в сказке. Однако тем самым можно объяснить все более и более адекватную самооценку у младших школьников. Они уже пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.

Краткий перечень книг, вызывающих популярность среди слабослышащих школьников:

- Русские народные сказки

- Загадки, пословицы, поговорки

- Сказки А. С. Пушкина

- Повести Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба».

- Сказки М. Е. Салтыкова-Шедрина

- Повести В. Г. Короленко: «Дети подземелья», «Слепой музыкант».

- М. А. Шолохов «Судьба человека»

- Р. Киплинг «Книга джунглей»

- Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

- Густав Майринк «Черный ястреб»

- Д. Ф. Купер «Последний из могикан»

- В. А. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи»

- А. П. Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда»

и т. д.

А вот современная литература влияет на читателя с нарушением слуха иногда крайне отрицательно, ведь обилие сплина и меланхолии, крови и жестокости – одна из причин, по которой общество является участником сегодняшних событий и имеет такой низкий уровень развития.

Например, как «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке» Минаева Сергея, «Нефтяная венера» Снегирёва Александра, «Реквием по мечте» Хьюберта Селби-мл., «Крестный отец» Марио Пьюзо.

2. Влияние документальных и художественных фильмов на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывает его.

Мультфильмы развивают воображение малышей, заставляя размышлять.

Когда дети смотрят кинофильмы, то стараются подражать положительным героям этих фильмов: использовать похожие выражения, жесты и совершать похожие поступки. Если в фильме с симпатией показаны отрицательные герои, то ребенок может стараться подражать и таким героям. Также некритический и даже благосклонный показ греховных поступков может внушить маленькому зрителю желание совершать их, потому что так делают его любимые герои и потому что это кажется хорошим и похвальным.

Молодежь часто находит в кино образцы для поведения. Также из фильмов молодые люди усваивают ценности и идеалы. В отличие от людей среднего и пожилого возраста с устоявшимися взглядами и богатым жизненным опытом молодые люди чаще принимают экранную действительность как точную копии реальности, либо как идеал, к которому нужно стремиться.

Наибольшую популярность среди школьников с нарушением слуха набирает такой жанр, как исторический фильм и комедия. Он более красочен, интересен и эмоционален. К примеру, как «Храброе сердце», «Македонский», «Спартак», «Гладиатор», «Место встречи изменить нельзя» и т. д. Из-за проблем в слухе у детей наблюдается такой принцип выбора фильмов, как «чем больше движений, эффективных моментов, тем лучше». Наименьшим спросом у них являются такие жанры, как драма, мелодрама.

Именно субтитры помогают детям с нарушением слуха понять и почувствовать фильмы. А также наибольшее внимание к себе привлекают документальные фильмы, больше всего исследовательские (географические, зоологические, исторические, этнографические). Они дают детям обширные знания об окружающем мире лучше всего, чем книги. Поэтому школьники с недостатками слуха больше предпочитают фильмы, нежели чем книг.

Популярные документальные фильмы для школьников:

- «BBC: Планета Земля»

- «BBC: Борьба за жизнь»

- «BBC: Как действуют наркотики. Кокаин»

- «BBC: Освенцим»

- «BBC: Прогулки с динозаврами»

- «BBC: Хиросима»

Заключение

Таким образом, мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у школьника с нарушением слуха тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в школьном возрасте, и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии человека. Продолжается поиск путей реализации программ, развивающих уровень знаний основных эмоций, совершенствующих навыки вербального и невербального общения, формирующихся и развивающихся эмоционально-экспрессивные средства языка.

Публикации по теме:

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Соломникова А. С. инструктор по физической культуре первой квалификационной.

Роль семьи в воспитании маленького гражданина Шушлебина Елена Валерьевна воспитатель МАДОУ детского сада №69 «Ладушки» г. Старый Оскол Аннотация: Ребёнок учится тому, Что видит у.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль семьи в воспитании маленьких детей велика. Но как воспитывать детей в первые годы их жизни.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Завгородняя Светлана «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание.

Педагогическая конференция «Роль семьи в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»Педагогическая конференция «Роль семьи в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Семья – это колыбель, из которой маленькая кроха выходит в большой мир. Многолетний опыт работы показывает, что именно семья играет главную.

Родительское собрание в форме игры «Что? Где? Когда?» Роль семьи в воспитании у детей любви к природе Добрый вечер, дорогие товарищи родители! Вот я сказала добрый вечер, а это значит, что на смену вашим дневным хлопотам, заботам пришла моя.

Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка Детство - каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери».

Роль семьи в воспитании и социализации детей Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в воспитании детей» Сценарий родительского собрания «Роль семьи в воспитании детей» в подготовительной группе Подготовила и провела: воспитатель Клоконос.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 18:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...