Папки-передвижки

Роль сказки в жизни ребенка

татьяна егорова
Роль сказки в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в жизни ребенка

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений ведут активный поиск таких форм работы, которые помогут, во-первых, решить две важнейшие задачи: сохранение здоровья ребенка и развитие базовых качеств личности. Во-вторых, что не менее важно, необходимо отказаться от увеличения интенсивности учебно-познавательной деятельности и снижения двигательной активности, поскольку это отрицательно сказывается на психическом и физическом благополучии детей.

Публикация «Роль сказки в жизни ребенка» размещена в разделах

Коллективом нашего детского сада разработана программа развития ДОУ, основной идеей концепции которой является построение развивающего пространства детства. Оно рассматривается нами как взаимодействие мира природы, мира взрослых с присущими ему предметами, различными сферами культуры и отношениями и детского мира, основной характеристикой которого является детская субкультура.

Модель развивающего пространства детства.

*Развивающее пространство детства

Что это такое? По определению В. Т. Кудрявцевой, детская субкультура представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам». Основные ценности детской субкультуры - это открытость миру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости, повышенная эмоциональность. И конструировать воспитательно-образовательный процесс, необходимо опираясь именно на эти ценности.

Учитывая, что основой педагогической деятельности коллектива нашего детского сада является интеграция игры, общения, познания и других видов детской деятельности, последние несколько лет я работала над темой «Личностное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода».

Интеграцию мы понимаем как более глубокую (по сравнению с традиционной) форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетные; решать задачи экологического социально-нравственного воспитания дошкольников; в конечном итоге - отражать взаимосвязь основных подсистем образовательного процесса (структуры личности, содержания образования, социального опыта).

Структура личности (ее аспекты) Содержание образования Структура социального опыта

Когнитивный Знания Знания об окружающем

Эмоционально-волевой Мотивы, оценки, отношения Эмоционально-ценностное отношение

Деятельностно-практический Умения, навыки Известные способы осуществления деятельности

Рефлексивно-творческий Творчество, рефлексия Опыт творческой деятельности

Основными компонентами интеграции являются

системообразующий стержень, вокруг которого строится интеграция: таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность) на основе конкретной темы;

дидактический аспект интеграции: на основании чего, через что реализуется интеграция.

Интеграция рассматривается как цель и результат взаимодействия воспитателя, специалистов и семьи, взаимопроникновения различных видов деятельности по созданию у детей целостной картины мира, как процесс по достижению этой цели. Взаимосвязь обозначенных компонентов интеграции происходит на основе информационно- содержательных (цель, задачи, содержание, операционно-деятельностных (методы, средства, приемы) и организационно-методических связей (формы взаимодействия, выполняющих целеполагающие и конструктивные функции.

Интеграция обеспечивается в процессе свободных и регламентированных форм взаимодействия (общения и деятельности) :

• специально организованных занятий,

• свободной деятельности детей творческого и продуктивного характера

• совместной познавательной деятельности субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)»

Основой интеграции я выбрала сказку.

Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает и его и себя. Сказка может в полной мере использоваться для развития у детей воображения, мышления, восприятия, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе»,- это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, а, значит, учится доброте. А доброта – основа нравственно целостной личности. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Сказка может в полной мере использоваться для развития у детей воображения, мышления, восприятия, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Мы опирались на известные положения о том, что в основе любой деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (художественная, коммуникативная и т. д.) лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы. Потому сказка и является тем «помощником», который позволяет выделить основной мотив деятельности. Использование сказочных сюжетов предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, создать ситуацию успеха для каждого воспитанника, поскольку такой подход ориентирован на интересы, склонности, желания и способности детей. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует не просто развитию, а саморазвитию дошкольника.

В своей работе «Играем, учимся, растем со сказкой» я особое внимание уделила организации свободных и регламентированных форм взаимодействия с воспитанниками на основе интегрированного подхода. Поэтому было выделено два основных направления:

1) организация образовательной деятельности,

2) создание условий для свободной и совместной детско-взрослой деятельности, прежде всего игры.

А учитывая приоритетное направление в деятельности нашего ДОУ, отраженное в его названии: «Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур», третьим направлением стало:

3) формирование здоровьесберегающего пространства.

Каждое из направлений представлено в отдельных брошюрах:

«Играем со сказкой» - оригинальные дидактические пособия, игры, руководство сюжетными играми дошкольников на основе сказок;

«Учимся со сказкой» - тематическое планирование занятий для среднего и старшего дошкольного возраста, интегрированные занятия, универсальные схемы по сказкам;

«Растем со сказкой» - комплексы оздоровительных и корригирующих гимнастик, физминутки.

Для развития дошкольников важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком. Поэтому важно, чтобы сказочные мотивы присутствовали не только в регламентированных формах деятельности, но и в совместных с семьями.

Интересным оказался наш опыт организации презентаций «Моя любимая сказка». Это совместная с семьями форма работы, которая позволяет накопить опыт межгруппового общения, способствует осознанию ребенком себя как члена детского коллектива. Презентация проводится дважды в год. В группах детского сада организовываются выставки книг с любимыми сказками, при этом родители или старшие дети семьи помогают ребенку представить свою любимую сказку в удобной для него форме. А зрителями презентации, посетителями выставки становятся дети других групп. Мы не ставили перед собой такой цели, но благодаря этой форме работы, организовался своеобразный «фонд сказок», часть книг родители дарят группе, осуществляется обмен сказками между детьми.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка»Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.

Консультация для родителей «Роль матери в жизни ребенка»Консультация для родителей «Роль матери в жизни ребенка» Взаимоотношения между младенцем и матерью очень важны. Материнская любовь является по своей природе безусловной, т. е. не требует ничего.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Консультация для родителей «Роль воды в жизни ребенка» Здоровье ребенка – одна из главных забот родителей. Ключевую роль в формировании детского организма и укреплении иммунитета играет вода.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка»Видео и консультация «Танец и его роль в жизни ребенка» Нам всем известно, что дети с раннего детства любят танцевать, но когда дети приходят в детский сад, некоторые родители высказывают мнение,.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Роль театра в жизни ребенкаРоль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сказки в жизни ребенка
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 14:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в жизни ребенка» (включая файлы) размещена пользователем татьяна егорова (УИ 36612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД