Папки-передвижки

Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ

Ирина Бурова
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ

Основное предназначение сюжетно-игрового физкультурного занятия – дать детям радость от движения, от игры, от развития воображаемой ситуации, участниками которого они являются.

Основная цель, которую ставит перед собой воспитатель: формирование позитивного отношения к физкультуре.

Задачи, которые решаются в ходе работы:

Повышать двигательную активность детей;

• Развивать творческое воображение;

• Способствовать совершенствованию двигательных навыков;

• Воспитывать уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к товарищам.

Публикация «Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ» размещена в разделах

Для того, чтобы занятие вызвало у детей интерес, воспитатель должен учесть множество факторов,начиная с мотивации (сюжета) и заканчивая подбором игровых атрибутов.

Воспитатель должен быть эмоциональным, искренним и обладать определенными качествами:

- уметь увлекать детей своими эмоциями, вызывать у них желание следовать его примеру;

- уметь видеть и чувствовать каждого ребенка;

- правильно подобрать атрибуты и спортивное оборудование;

- знать, как строится занятие, как распределяется нагрузка, как осуществляется переход от одной части занятия к другой;

- любить заниматься физкультурой и спортом и быть приверженцем здорового образа жизни.

Особенности и виды сюжетно-игровых занятий

У нас сюжетно-игровое занятие младшей группе детского сада проводится один раз в неделю. Два раза проводятся традиционные занятия, одно - занятие – прогулка и одно – физкультурный досуг. Все занятия строго дозированы по времени и рационально соотносятся с другими видами деятельности в течение дня и недели.

Сюжетно-игровые занятия мы условно разделили на пять групп: экологической направленности,фольклорные, занятия со спортивными атрибутами (например «Школа мяча», комплексные игровые программы (физкультурные досуги, занятия с элементами развития речи (по мотивам сказок, стихов, лексической темы по развитию речи).

Структура сюжетно-игрового занятия

По структуре сюжетно-игровое занятие почти не отличается от традиционного, кроме того, что в нем перед вводной есть еще одна часть, условно называемая нами – провокация. Провокация, конечно, только в хорошем смысле слова. Провокация, которая призвана привлечь внимание детей, организовать их для физкультурного занятия без всякого организационного момента, вызвать у них желание следовать за воспитателем.

Сюжетно-игровые занятия имеют и свои особенности:

• В занятии используются только те движения, которые дети хорошо освоили, т. е. разучили на физкультурном занятии, закрепили на повторном занятии с усложнением и на утренней гимнастике;

• В занятии используются только те игры, которые дети знают или те, которые довольно легко разучиваются;

• Сюжетно-игровое занятие проводится неспешно, дети общаются с воспитателями, между собой, обмениваются впечатлениями, рассуждают;

• Познавательный элемент сюжетно-игрового физкультурного занятия является разнозначной и равноценной частью занятия;

• В сюжетно-игровом занятии для младших дошкольников обязательно используется красочная, привлекательная для детей игровая и спортивная атрибутика.

Методы, применяемые на сюжетно-игровом физкультурном занятии

В дошкольном возрасте в большей мере используют показ, имитацию, зрительные, звуковые ориентиры.

Имитация – это подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (медведь, лиса, зайчик и др., птицам (гусь, петух, курица, воробышек, цапля, насекомым (бабочка, жук, комар, муха, пчела, гусеница, растениям (цветок, трава, различным видам транспорта (поезд, автомобиль, самолет, трудовым операциям (колка дров, полоскание белья и др.).

Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

Методы с использованием зрительных ориентиров (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, наклонам (достать носки ног, способствует увеличению амплитуды движения.

Методы с использованием звуковых ориентиров применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а так же как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные ориентиры, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и др.

Словесные методы активизируют мышление ребенка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснение, указания, вопросы, рассказ, беседа и др. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным.

Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для побуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями.

Сюжетный (тематический) рассказ применяется непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Условия организации сюжетно-игрового занятия

При подборе сюжетных игр прежде всего принимается во внимание сформированность у ребенка представлений о сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т. д., просматривает видео-, презентации, проводит беседы.

Огромную роль в проведении сюжетно-игровых занятий играет подбор атрибутов (маски, игрушки, спортивное оборудование). Они должны быть яркими, красочными, чтобы создать эмоциональное настроение на занятии, вызвать интерес, побудить детей к выполнению заданий.

Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.

Эстетическая характеристика сюжетно-игровых занятий обогащается игровыми зачинами, загадками, считалками. Примером содержания сюжетно-игровых занятий служат народные сказки, детские книжки и т. д. Важным моментом для проведения сюжетно-игровых занятий является музыкальное сопровождение.

На сюжетно-игровом занятии могут использоваться самые разнообразные игры, и чем больше игр будут знать дети, тем лучше.

Приветствуются также игры-импровизации, авторские игры, игры-драматизации, речевые малоподвижные игры, психогимнастика, игры с математическим содержанием, игры с экологическим содержанием и т. д.

Список литературы

1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – Н. Н. : «LINKA PRESS», 2005.-112 с.

2. Бабаева,Т. И. Младший дошкольник в детском саду / Т. И. Бабаева и др. - СПб. : «Детство- ПРЕСС», 2006.- 288 с.

3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 72 с.

+

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра в группеСюжетно-ролевая игра в группе Раиса Митина Сюжетно - ролевые игры являются важным фактором развития у детей произвольного внимания и памяти. Такие игры помогают детям.

Взаимодействие со специалистами ДОУ Воспитатель на физкультурном занятии 1. Взаимосвязь в работе физкультурного работника и воспитателя позволяет решить одну из главных задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ
Опубликовано: 30 января 2015 в 12:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжета в физкультурном занятии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бурова (УИ 305134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД