Наталья Сафонова
Роль труда в семье и формировании личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство из нас понимают, что условия, определяющие счастье ребенка, является включение его в общественно – полезную деятельность. Все люди в нашей стране труженики, и их благополучие, духовное спокойствие и производственный рост в основном зависят именно от того, как они трудятся. К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве детей надо беречь от труда. Некоторые родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка, охраняя его от сравнительно тяжелых и неприятных трудовых обязанностей. «Нам было тяжело, мы рано начали работать- пусть детям будет легче» - это довольно распространенное суждение взрослых является глубоко ошибочным и влечет за собой пагубные последствия прежде всего для детей и самих родителей. Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобожденные от домашнего труда дети вырастают с одной стороны просто неумелыми, а с другой- неуважительно относящимися к труду. Очень важно напомнить слова А. С Макаренко, который писал: «мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые много умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не теряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать себя, а всегда нуждаются в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет- живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растеряно».
Публикация «Роль труда в семье и формировании личности ребенка» размещена в разделах
Приучать детей к труду надо постепенно. Молодая женщина жалуется, что когда она заболела и не могла встать с постели, ей пришлось очень тяжело еще от того, что некому было прибрать в комнате, сходить за хлебом, некому разогреть и подать пищу. «Но ведь у вас уже большой сын?- ответили ей. «Да разве он что- то может ведь маленький совсем во втором классе учиться» - ответила женщина.
Эта мать не только недооценила своего сына, как помощника, но и воспитывает из него белоручку и беспомощного человека. В последствии под влиянием, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, мать попыталась включить ребенка в общие семейные заботы. Уходя из дома она распорядилась: «Прибери в комнате, вытри везде пыль, протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все сделать как можно лучше, мальчик все же не смог выполнить поручение. Во- первых он не знал, что значит «везде вытирать пыль», кроме того он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так намел в комнате, что матери пришлось потратить не мало времени и усилий, что бы восстановить в комнате порядок. «Ну, разве он сможет быть помощником?». «Я же говорила, что ее сын никогда ни принимал участия в этой работе, а ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам. Такой ребенок и в обществе чувствует себя не уютно. Постепенно приучать ребенка к выполнению того или иного вида работы нужно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные поручения, когда ребенок освоит ту или иную работу и начнет свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания.
Одно из главных условий воспитания трудолюбия – серьезный интерес родителей к труду детей, то есть родители должны постоянно проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своего ребенка, в его результатах. Все трудовые процессы должны быть неразрывно связаны со здоровьем детей: проветривание помещений, соблюдение техники безопасность, учет утомляемости ребенка.
Тем самым труд в семье играет большую роль в формировании ребенка и несет характер трудотерапии. Дети не только трудятся, учатся что-то делать, но и развивают различные умения и навыки, память, речь, внимание, координацию движений, мелкую и крупную моторику, волю, личностные положительные качества.