Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью

Эдита Савичева
Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью

Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом общества, и реализовать свои способности и задатки. Одним из важнейших аспектов социализации личности является социализация в процессе трудового обучения, именно успешность трудового обучения определяет достойный уровень решения проблемы социализации.

Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий. Первое из них связано с состоянием его здоровья (биологический фактор развития). Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития, представляющая собой специально организованное предметно-игровое пространство, в котором происходит эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка, а также развитие всех видов его деятельности. Важность социального фактора подчеркивал Л. С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития». Третье условие - активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка.

На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории воспитанников привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего, рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания, коррекции психических процессов.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как чётких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребёнок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой – помогает навести порядок в комнате; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребёнок участвует в работе по хозяйству.

Особое внимание уделяется таким видам, как ручной и хозяйственно-бытовой труд.

Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе VII вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию детей с интеллектуальным недоразвитием привычки, обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у обучающихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются межпредметные связи с уроками математики.

Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.

Особое место в процессе воспитания отводится хозяйственно-бытовому труду. Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена неумением детей, приступать к работе без предварительного анализа задания, планировать ход его выполнения. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, нет переноса имеющихся знаний и навыков на аналогичные действия, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих занятиях по хозяйственно-бытовому труду.

Дети с ОВЗ в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности. Приближение учебного процесса к жизни и возможностям детей с ОВЗ способствует повышению интереса обучающихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.

Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.

ХБТ имеет свою цикличность. Трудовые операции не только повторяются, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых поручений требуется слаженность действий, организованность, желание работать. Постоянное выполнение подобных дел способствует формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим.

Ещё больше значения придаётся формированию навыков самообслуживания - самому элементарному виду труда. Эти занятия (как и многие другие) осуществляются в игровой форме. Полученные знания и умения закрепляется в повседневной практике детей. Воспитанники группы, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Не менее сложным для них оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение задания по плану, представленному в виде словесной инструкции или пиктограмм. Именно поэтому особое внимание на занятиях по трудовому воспитанию уделено привычке обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению.

При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.).

Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство в группе, столовой; уборка спален и других помещений интерната; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.

Не менее важное место занимают занятия по трудовому воспитанию в уходе за растениями и животными. Здесь могут принимать участия значительно большие группы учащихся. Удобнее всего проводить этот вид деятельности во внеурочное время под руководством воспитателей в интернатах. Эта форма работы позволяет организовать занятия со всеми воспитанниками. Хорошо зная состав группы, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умело организует эту работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны и интересны всем участникам воспитательного процесса.

Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении результатов труда обеспечивает устойчивое повышение интереса к собственному труду.

При организации труда воспитанников необходимо руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера.

Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирующий у него уверенность в собственных силах. Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях детского дома осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, на специальных занятиях по обучению детей хозяйственно-бытовому труду и в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Таким детям очень важно раскрыть значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается. Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.

Итак, специфические особенности психики детей с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании школьников. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. При работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.

Трудовое воспитание должно представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностною и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизические особенности воспитанников. Включаясь в труд, дети вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе, возникающей в процессе труда отношений, формируются личностные качества, происходит коррекция психических процессов.

Литература:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб: КАРО, 2009.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов».- М. : «ВЛАДОС», 1998.

3. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ОВЗ в семье. -М. : Аркти, 2007.

4. Воронкова В. В., Дмитриев А. А., Горшенков И. А. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов. -М. : дрофа 2009 – 397с.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Образовательная область: познавательное развитие Развитие.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Роль народного музыкального искусства в процессе воспитания дошкольников Великая русская народная культура складывалась тысячелетиями. Она включает в себя творчество русского народа от глубокой древности до настоящего.

Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности у детей с ТНР (стендовый доклад) Тезисы стендового доклада «Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности ребенка с ТНР» Дети с ТНР - это особая категория.

Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности у детей с ТНР (стендовый доклад) Тезисы стендового доклада «Роль трудового воспитания в формировании школьной готовности ребенка с ТНР» Дети с ТНР - это особая категория.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью
Опубликовано: 28 мая 2017 в 13:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...