МААМ-картинки

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

Анастасия Чечкина
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами
▼ Скачать + Заказать документы

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди которых коммуникативно-личностное, познавательное и речевое развитие ребенка.

Публикация «Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами» размещена в разделах

Речевое развитие является важным фактором социализации человека в обществе. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости и выборе профессии.

Система дошкольного образования, в общем, и учитель-логопед, в частности, призваны способствовать коррекции речевых нарушений у детей.

Особую озабоченность учителя-логопеда дошкольного образования вызывает развитие речи, коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Педагогическая наука и практика в настоящее время уже наработала определённый опыт в области речевого развития детей, в том числе детей с нарушением слуха.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых указывается на то, что человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе.

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведе­ние — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выгот­ский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответ­ствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в свя­зи с этим значительно ограничивается, темп развития мыш­ления замедляется.

Как утверждали Л. С. Выготский, Т. С. Гвоздев, А. Н. Корнев, Ж. Пиаже, Н. А. Ушакова и др., чтобы научить ребенка понимать речь и говорить, требуется много времени, поскольку и у нормально слышащего ребенка процесс овладения основными компонентами языка и речи на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, прагматическом) заканчивается только к возрасту 5–7 лет.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л. В. Неймана (1951, Р. М. Боскис (1963, Л. П. Назаровой (1976, Е. П. Кузьмичевой (1981, отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.

Физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условно рефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.

В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает "затруднение естественного развития речи", что также требует специального педагогического воздействия.

Слабослышащий ребенок накапливает слова в искаженном виде. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.

Дети с кохлеарными имплантами представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим детям (безречевым).

Основную роль речевого развитие у детей с кохлеарным иплантом играет учитель-логопед.

Можно определить при проведении работы учителя- логопеда по коррекции речи у детей с кохлеарными имплантами следующие принципы :

•коррекционная направленность обучения и воспитания;

•принцип дифференцированного обучения;

•систематичность и последовательность;

•доступность;

•обучение от простого к сложному.

Так же соблюдать определенные условия :

•при разговоре учитель-логопед находиться на уровне глаз ребенка;

•темп речи слегка замедленный (напевный);

•четкая артикуляция;

•многократное повторение слов и фраз;

•предварительное привлечение внимания ребенка к слушанию;

•подчеркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;

•выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);

•интонационно окрашенная речь.

Необходимость участия учителя - логопеда в реабилитации таких детей можно обосновать несколькими факторами:

- при работе с этими детьми учитель - логопед делает акцент на вызывание у неговорящего ребенка голосовых реакций, звуков речи, имитаций голоса, активизации артикуляторного и голосового аппарата;

- концентрирует внимание на контроль произношения, развитии интонационно – ритмической структуры речи;

- кроме нарушений слуха, большинство детей имеют сопутствующие речевые расстройства : дизартрия, алалия.

Литература:

1. Белоконь А. Н., Кузнецов А. О. Корреляционные взаимоотношения эффективности слухоречевой реабилитации и количества настроечных сессий у пациентов после кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2008. Приложение № 1. - С. 204-209: ил.

2. Богомильский М. Р. Кохлеарная имплантация у детей / Детская оториноларингология под ред. М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т. 1 (в 2-х томах). М. : «Медицина», 2005. С. 624 - 631.

3. Восприятие высоты голоса и мелодики речевых сигналов глухими людьми с кохлеарными имплантами / В. В. Люблинская, И. В. Королева, Е. А. Огородникова и др. // Рос. отриноларингология, 2007. № 4 (29). - С. 3-13.

Публикации по теме:

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольниковРоль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет Актуальность В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно.

Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами
Опубликовано: 23 августа 2016 в 06:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Чечкина (УИ 352881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД