Папки-передвижки

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

Анастасия Чечкина
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования, среди которых коммуникативно-личностное, познавательное и речевое развитие ребенка.

Публикация «Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами» размещена в разделах

Речевое развитие является важным фактором социализации человека в обществе. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости и выборе профессии.

Система дошкольного образования, в общем, и учитель-логопед, в частности, призваны способствовать коррекции речевых нарушений у детей.

Особую озабоченность учителя-логопеда дошкольного образования вызывает развитие речи, коррекция речевых нарушений у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации.

Педагогическая наука и практика в настоящее время уже наработала определённый опыт в области речевого развития детей, в том числе детей с нарушением слуха.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых указывается на то, что человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в обществе.

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведе­ние — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выгот­ский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответ­ствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в свя­зи с этим значительно ограничивается, темп развития мыш­ления замедляется.

Как утверждали Л. С. Выготский, Т. С. Гвоздев, А. Н. Корнев, Ж. Пиаже, Н. А. Ушакова и др., чтобы научить ребенка понимать речь и говорить, требуется много времени, поскольку и у нормально слышащего ребенка процесс овладения основными компонентами языка и речи на всех уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, прагматическом) заканчивается только к возрасту 5–7 лет.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л. В. Неймана (1951, Р. М. Боскис (1963, Л. П. Назаровой (1976, Е. П. Кузьмичевой (1981, отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом.

Физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условно рефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.

В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает "затруднение естественного развития речи", что также требует специального педагогического воздействия.

Слабослышащий ребенок накапливает слова в искаженном виде. Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.

Дети с кохлеарными имплантами представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим детям (безречевым).

Основную роль речевого развитие у детей с кохлеарным иплантом играет учитель-логопед.

Можно определить при проведении работы учителя- логопеда по коррекции речи у детей с кохлеарными имплантами следующие принципы :

•коррекционная направленность обучения и воспитания;

•принцип дифференцированного обучения;

•систематичность и последовательность;

•доступность;

•обучение от простого к сложному.

Так же соблюдать определенные условия :

•при разговоре учитель-логопед находиться на уровне глаз ребенка;

•темп речи слегка замедленный (напевный);

•четкая артикуляция;

•многократное повторение слов и фраз;

•предварительное привлечение внимания ребенка к слушанию;

•подчеркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;

•выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);

•интонационно окрашенная речь.

Необходимость участия учителя - логопеда в реабилитации таких детей можно обосновать несколькими факторами:

- при работе с этими детьми учитель - логопед делает акцент на вызывание у неговорящего ребенка голосовых реакций, звуков речи, имитаций голоса, активизации артикуляторного и голосового аппарата;

- концентрирует внимание на контроль произношения, развитии интонационно – ритмической структуры речи;

- кроме нарушений слуха, большинство детей имеют сопутствующие речевые расстройства : дизартрия, алалия.

Литература:

1. Белоконь А. Н., Кузнецов А. О. Корреляционные взаимоотношения эффективности слухоречевой реабилитации и количества настроечных сессий у пациентов после кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2008. Приложение № 1. - С. 204-209: ил.

2. Богомильский М. Р. Кохлеарная имплантация у детей / Детская оториноларингология под ред. М. Р. Богомильского, В. Р. Чистяковой. Т. 1 (в 2-х томах). М. : «Медицина», 2005. С. 624 - 631.

3. Восприятие высоты голоса и мелодики речевых сигналов глухими людьми с кохлеарными имплантами / В. В. Люблинская, И. В. Королева, Е. А. Огородникова и др. // Рос. отриноларингология, 2007. № 4 (29). - С. 3-13.

Публикации по теме:

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольниковРоль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Роль семьи в речевом развитии ребёнка (памятка для родителей) Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в.

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет Актуальность В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно.

Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль учителя-логопеда в речевом развитии детей с кохлеарными имплантами
Опубликовано: 23 августа 2016 в 06:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД