Папки-передвижки

Роспись на занятиях с дошкольниками

Ольга Варфоломеева
Роспись на занятиях с дошкольниками

На занятиях с детьми лучше использовать гуашевые краски. Начинать следует с освоения простых элементов росписи – капелек, спиралей, дуг. Что бы получить красивую дугу, ее начинают рисовать кончиком кисти, усиливая нажим к середине дуги и ослабляя к концу.

Следует обратить внимание детей на различие в изображении цветов: у «розана» середина цветка располагается в центре цветового пятна, а лепестки по краям, у «купавки» центр цветка смещен на край. При изображении любого цветка сначала делается «подмалевок» - наносится пятно круглой формы, затем кистью более тонкой рисуется центр и лепестки цветка – «тенёвка». А после этого самой тонкой кисточкой наносятся мелкие детали (точки, штрихи)«оживка».

Публикация «Роспись на занятиях с дошкольниками» размещена в разделах

В начале каждого занятия обсуждается объем творческой работы, сколько времени дается на выполнение того или иного орнамента. Если дети не полностью справляются с заданием, то отдельные работы можно доделать дома. В конце занятия организуется выставка выполненных ребятами работ, проводится обсуждение выставки с ребятами, родителями, гостями.

Проведя занятия с детьми по ознакомлению с Городецкой росписью, дети ознакомились:

1. Введение. Вводное занятие «Знакомство с Городецкой росписью», элементами росписи, темы занятий : кисти и краски; знакомство с древесиной (акация); рисунок.

2. Правила техники безопасности и личной гигиены. Техника обработки древесины.

3. Знакомство с художественно-техническими приемами росписи по дереву.

Технология выполнения Городецкой росписи.

4. Основные мотивы Городецкой росписи (цветы, травка, листья).

5. Изучение и освоение простых типовых композиций росписи по дереву на небольших изделиях.

6. Закрепление навыков работы с детской аудиторией. Проводиться выставка творческих работ.

Дети выполняют индивидуальные практические задания, объединенные в общий проект, в основе которого лежат попытка показать системы кистевой росписи. Освоение художественно-образной фактуры этого вида народного творчества позволяет детям успешно постигать основы Городецкой росписи – развивать технические навыки и умения рисовальных движений руки и изображения в процессе освоения Городца. В процессе обучения изобразительному искусству в детских садах Городецкой росписи по дереву со всеми остальными кистевыми росписями.

Материалы, используемые при технологическом процессе Городецкой росписи, достаточно разнообразны. Это связано с тем, что роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В детских садах роспись лучше всего вести гуашью.

Технология выполнения Городецкой росписи :

• Составление эскиза.

• Перенос рисунка на роспись.

• Припорх (перенос рисунка на заготовку).

• Подмалевок теневка.

• Связующие элементы (листья, стебли, травка, цветы).

• Оживка линейная.

• Оживка белилами.

• Лакирование.

Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не подымали предыдущие, рекомендую в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.

Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком.

Композиции Городецкой росписи можно разделить на три вида:

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

- сюжетная роспись.

В результате обучения дети должны уметь:

- правильно сопоставить цвета и тона гуашью и акварелью при росписи;

- владеть графической и мазковой росписью;

- рисовать птиц, коней, цветы, а также различные сложные детали, дополняющие рисунок;

- делать эскиз (вид спереди и сзади);

- делать художественные узоры Городецкой росписи (графической);

- делать художественные узоры Городецкой росписи мазками.

Также должны иметь представления:

- о видах росписи (отличие одной росписи от другой);

- о видах графического рисунка.

Важный период обучения – копирование образцов Городецкой росписи по дереву. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды техники, но и типовые композиции росписи. Лучшие рисунки с народных образцов используются на занятиях, а так же при организации отчетных итоговых выставок.

Данные примеры позволяют развивать детям основы пространственного мышления, развивают у них мелкую моторику – готовят руку ребенка к более сложной деятельности, развитие эстетических знаний и художественно графических умений.

Занятия по декоративному творчеству развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, под контролем воспитателя. Полученные знания, умения и навыки, прививают детям потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития.

Главной задачей на занятиях является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также – выявлять эти способности и использование на занятиях с дошкольниками Городецкой росписи в полной мере способствует этому.

Для решения ее нам необходимо было сделать содержание декоративных рисунков понятным, доступным и интересным по смыслу для каждого ребенка.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. В процессе работы было определено содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого). Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Я. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений «Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т. Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. В обряде все это слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами проблему синтеза разных видов народного искусства : приобщаясь к народному творчеству,дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать,и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.

Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное.

Список используемой литературы

1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М. : Карапуз, 2009 – 304с

2. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М. :Просвещение, 2001- 276с

3. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10-20 вв., М. : Искусство, 2004.-346с

4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Карапуз. ,2001 – 238с.

5. Волков Н. Н. Три лика культуры. М. : Просвещение, 1995. -45с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб. :, 2002.- 176с.

7. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М. ; МИПКРО, 2004 .- 76с.

8. Гулыга Л. Пестрый хоровод. М. : Малыш, 2000. – 23с.

9. Гусев В. Е. Эстетика фольклора ; Л. : Лира, 1997. – 243с.

10. Доронова М. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию в игре. М. : Педагогика, 1992.- 187с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 2003.-154с.

12. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М. : Просвещение, 2005.- 198с.

13. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. СПб. : 2006. – 321с.

14. Игнатьев Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. М. : 2004. – 123с.

15. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М. :Просвещение, 2001. – 211с. 16. Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитателя. М. : Карапуз, 2006. – 112с.

17. Канцедикас А. Искусство и ремесло. М. :Искусство, 2005- 345с.

18. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006.- 154с.

19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду; обучение и творчество. М. : Просвещение, 2005. – 87с.

20. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е, перераб. И доп. - М. : «Просвещение», 2003г. – 76с.

21. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М. : Карапуз, 2009. – 34с. 22. Комарова Т. С., Антонова А. В. Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. М. : Просвещение, 2002.- 187с.

23. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в творчества детей в детском саду и начальной школе. М. : Просвещение, 2002. – 121с.

24. Крамской И. Н. Об искусстве. М. : Искусство, 2006. - 432с.

25. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М. : Просвещение, 2005. -211с.

26. Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – Соб. ; Акцидент, 2007 – 156с.

27. Лихачев Д. С. Экология культуры. М. : Просвещение, 1998,№ 7,с. 68

28. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Наука, 2007.- 406с.

29. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся М. : Просвещение, 2008. – 223с.

30. Лилов А. Природа художественного творчества. М. : Преемственность, 2003- 241с.

Публикации по теме:

Мастер-класс по декоративному рисованию дымковской игрушки в старшей группе «Уточка»Мастер-класс по декоративному рисованию дымковской игрушки в старшей группе «Уточка» Занятие с детьми старшей группы по декоративное рисование на полуобъемной форме «Дымковская уточка» Программное содержание: Закрепить знания.

Создание детьми альбома детского художественного творчества (виды народного декоративно — прикладного искусства).Создание детьми альбома детского художественного творчества (виды народного декоративно — прикладного искусства). Цель: Знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Задачи: • учить замечать художественные элементы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роспись на занятиях с дошкольниками
Опубликовано: 18 января 2015 в 00:09
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД