Окутина Елена
РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности дошкольников по средством технологии РКМ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, как фактор формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности посредством применения технологии развития критического мышления».
5. Ценности представленной практики : Овладение детьми предпосылками функциональной грамотности это сложный процесс для дошкольников. Из нашей практики мы выявили, что способствует этому применяемая в образовательном процессе технология развития критического мышления у детей и созданная нами по этой технологии развивающая предметно-пространственная образовательная среда.
Публикация «РППС как фактор формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности дошкольников по средством технологии РКМ» размещена в разделах
Ценность нашей практики заключается в том, что благодаря применяемой технологии, у дошкольников старшего возраста развивается способность формулировать новые вопросы, вырабатывать различные аргументы, принимать продуманные решения. Так же применение этой технологии развивает у воспитанников умение занимать правильную позицию в обсуждении вопросов, умение обосновывать её, а так же способность внимательно выслушать собеседника, обдумать аргументы и проанализировать их логику, что важно в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Целесообразность и актуальность: Актуальность практики состоит в том, что формирование предпосылок функциональной грамотности необходимо уже со старшего дошкольного возраста, так как она становится одним из важных факторов, который способствует активному участию ребёнка во всех видах детской деятельности, для формирования высокого уровня общения и выстраивания социальных отношений. Поэтому созданная нами развивающая предметно-пространственная образовательная среда, и применяемая технология развития критического мышления у детей, является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании предпосылок функциональной грамотности и информационной компетентности ребёнка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, личностный рост ребёнка, развитие его индивидуальности и мышления.
7. Соответствие целевой установки сути решаемых проблем:
Цель нашей работы: Формирование у дошкольников предпосылок функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Задачи, которые мы ставим для реализации цели:
1. Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду для развития у детей критического мышления, способствующего формированию предпосылок функциональной грамотности.
2. Апробировать методы и приёмы критического мышления в образовательном процессе, влияющие на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста.
3. Разработать серию конспектов непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления, способствующую формированию предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Диссеминировать опыт работы по применению технологии развития критического мышления у дошкольников старшего возраста.
8. Адресная группа благополучателей:
Благополучателями нашей практики являются дети, их родители (законные представители, школа. Дети, при формировании у них предпосылок функциональной грамотности, получают знания, умения, навыки, способствующие активному участию во всех видах культурных практик (игра, общение и др., практика способствует формированию высокого уровня общения и выстраиванию социальных отношений, что важно в дальнейшей жизни будущих школьников. Родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок приобрёл необходимые навыки, которые помогут детям на разных ступенях обучения: начальная школа, среднее звено, высшее образование и т. д. Школа, являясь благополучателем, рассчитывает, что формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников будет способствовать преемственности в обучении по образовательным стандартам дошкольной и школьной ступени. Заложенные в детях 5-7 лет учебные знания – благотворная основа для дальнейшего успешного обучения воспитанников в школе, у выпускников имеется базовая основа чтения, письма, элементарных математических представлений, что поможет будущему школьнику учиться, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
9. Краткая аннотация практики:
С целью формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности, посредством применения технологии развития критического мышления в образовательном процессе, мы, с привлечением родителей, пополнили развивающую предметно-пространственную образовательную среду группы, которая объединяет в себе несколько:
А) В центре «Информационного поля», создали картотеку загадок, так как разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Приё м загадки так же используем в центрах детской активности: «Безопасность»; в центре «Детское творчество»; Художественная литература «В гостях у сказки»; в центре речевого развития «Будем говорить правильно».
Б) В центре дидактических игр используем метод «Логическая цепочка», который направлен на развитие умения устанавливать общий признак или продолжить ряд по смысловой единице. Этот метод мы используем через приобретё нные дидактические игры: «В городе», «Важные профессии», «В детском саду», «В деревне». «Растения», «Чрезвычайные ситуации», «Времена года». Данные дидактические игры многофункциональны, находятся в нескольких центрах одновременно, таких как: центр детской активности «Будем говорить правильно»; «Природа»; «Познавательный центр», и в центре «Безопасность».
В) В центрах детской активности художественная литература «В гостях у сказки», «Безопасность», в центре «Патриотическое воспитание», «Природа», «Познавательное развитие» используем приём «Кубик». У нас их три разновидности. Кубик Блума, кубик конструктор фраз, кубик кости.
1) Кубик Блума. На кубике 6 граней с вопросами: Назови, Почему, Объясни, Поделись, Придумай, Объясни. Этот приём используем на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Такие кубики у нас подобраны по всем лексическим темам. Используем их как в непосредственно – образовательной деятельности, так и для организации дидактических игр.
2) Кубик «Конструктор фраз», полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом, формирует первоначальное умение составлять предложение. Такие кубики помогают детям познакомиться со словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «предложение». Работа с кубиком состоит следующим образом: на одном кубики изображена картинка символа предмета, на другом - действия предмета. Дети подбирают кубики по смыслу и озвучивают фразу. Такие кубики мы используем в речевом центре детской активности «Будем говорить правильно».
3) Кубик «Кости» используется в центре «Настольно – дидактических игр» в таких играх как: «Динозавры»; «Дружная команда»; «Уроки безопасности»; «Правила дорожного движения».
В непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП в игре «Ромашка», где на гранях кубика изображены точки, количество их составляет от 1 до 10.
Применение этого приёма просты, дети бросают кубик, считают количество точек выпавшие на кубике и соотносят с цифрой. Затем выкладывают количество лепестков на ромашке. Г) Центр «Будем говорить правильно» пополнили мнемотаблицами.
Прием Мнемотехника (мнемотаблицы) - Это система методов и приемов, «внутреннего письма». Мнемотаблицы широко использую при пересказе сказок, разучиванию стихотворений, составления рассказов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Д) В центрах детской активности «Познавательное развитие»; «Патриотическое воспитание» и в центре «Природа» используем. метод «Кластеры» («Гроздья»). Мы изготовили для детей дидактические игры, по принципу кластера:
«Утро, день, вечер»; «Дни недели»; «Дикие и домашние птицы»; «Тепло – холодно»; «Части тела»; «Моё лицо», «Семейное древо». Правила составления «кластера» очень простые: выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем для легкости запоминания картинки, фотографии, рисунки, схемы.
Кластеры составляем как в процессе образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Дети с помощью картинок самостоятельно составляют их.
Приём кластера развивает у детей системное мышление, учит детей вырабатывать и высказывать своё мнение, стимулирует познавательную деятельность детей.
Е) В центрах «Природа», «В гостях у сказки», «Будем говорить правильно» используем «приём Синквейн» или («Пять строк», которые пополнили моделью «синквейна» в виде «ёлочки» и контейнерами с картинками обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета. В процессе составления синквейна происходит активизация словаря детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему. Ребенок выбирает из вспомогательных контейнеров (картинки-предметы) по теме, (картинки–признаки, (картинки-действия, картинки, с помощью которой составляем предложение из (3-4-5 слов). Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.
В течение года мы создали копилки по устным составлениям синквейнов, которую используем в образовательной деятельности с детьми.
Ж) В центрах «Будем говорить правильно» и «В гостях у сказки» используем метод «скрайбинга» - это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы. Мы используем в образовательной деятельности с детьми магнитный и аппликационный скрайбинг. Для этого мы изготовили различных персонажей на магнитах, последовательные картинки сюжетов различных произведений, и картинки для придумывание историй.
Аппликационный скрайбинг - это техника, при которой на произвольный фон накладываются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. На занятии, знакомя детей с новым материалом, мы сопровождаем свой рассказ картинками схемами, так легче детям запомнить, понять и потом воспроизвести в памяти представленный материал.
Магнитный скрайбинг похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску. Такая проводимая работа с детьми благотворно влияет на развитие связной речи детей, мышления, логики. Всё это используются как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
З) В центре детской активности «Познавательное развитие» у нас имеется картотека с верными и не верными утверждениями на различную тематику, сигнальные знаки красного и зелёного цвета, в центре «Безопасность» имеются парные сюжетные карточки «Безопасность на дороге», где нужно определить «верно – не верно», используем данный приём при изучении всех лексических тем, что способствует использованию приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения». При использовании этого приёма мы задаем тему (или название предмета) и к ней ряд утверждений предлагаем детям определить верные и неверные утверждения, при помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем зелёную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем красную сигнальную карточку) моих утверждений.
И) В центре «Двигательной активности» для детей приготовили схемы-карты для самостоятельного выполнения упражнений и основных видов движения.
К) В центре «Сюжетно-ролевых игр» у нас имеется картотека с различными жизненными ситуациями, для решения их дети развёртывают сюжет игр (можно посмотреть в документе «ссылка 1»).
Практика показала, что созданная нами развивающая предметно-пространственная образовательная среда группы, использование методов и приёмов технологии развития критического мышления способствует формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников, а именно формирование предпосылок математической, читательской, научно-естественной грамотностей и владение детьми компетенцией в общении.
Подробно просмотреть развивающую предметно-пространственную образовательную среду можно из выступления Сухаревой Ж. А. по ссылке.
10. Основные мероприятия, направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности через применение технологии критического мышления:
- изучение методических пособий и интернет ресурсов;
- создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
-создание краткосрочных проектов направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности (приложение 1);
- разработка картотеки серии конспектов непосредственно-образовательной деятельности с детьми (ссылка 1);
- план проведения Квест – игр (приложение 2);
- разработка картотеки «Решение игровых ситуаций» (ссылка 2).
11. Результаты
Мониторинг (диагностику) предпосылок формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста осуществляли по методическим рекомендациям М. Г. Аганян (кафедра дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО) (ссылка 2).
Для определения овладения детьми знаниями естественно-научной грамотности, использовали диагностические методики: «Помоги другу», «Важное задание», «Юный зоолог», «Что нужно для профессии», «Наши привычки», результат показал, что на начало 2021 года обладали предпосылкой 52,4% детей, на начало 2022 года – 68,7%.
Для определения овладения детьми математической грамотности, использовали следующие диагностические методики: «Как играть в домино?», «Исправь ошибку и определи следующий ход», «Сделаем аппликацию», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку», «Калейдоскоп», результат показал, что на начало 2021 года обладали предпосылкой 60,9% детей, на начало 2022 года – 71,6%.
Для определения овладения детьми предпосылками формирования читательской грамотности, использовали диагностическую методику «Литературная страна», результат показал обладают предпосылкой на начало 2021 года 56,8% детей, на начало 2022 года 62,3% детей.
Для определения овладения детьми компетенцией в общении, использовали следующие диагностические методики: «Найди где все», «Определи настроение», «Как ты поступишь?», «Кто виноват, и что делать?», результат показал, что обладают компетенцией на начало 2021 года 72,8 % детей, на начало 2022 года – 84% детей.
Мониторинг показал, что в 2022 году по сравнению с 2021 годом процент детей по сформированности предпосылок функциональной грамотности повышается (приложение 4 диаграмма).
12. Факторы, влияющие на достижение результатов.
Как показала практика, на достижение результатов в формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников влияют следующие факторы :
- содержание процесса воспитания;
- формы, методы и приёмы, используемые в образовательной деятельности с детьми;
- квалификация педагогов;
- качество реализации программы дошкольного образования;
- наличие комфортабельной среды и дружелюбной атмосферы в ДОУ;
- участие воспитанников в конкурсном движении;
- активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детей.
К препятствующим факторам для достижения результатов в формировании предпосылок функциональной грамотности у дошкольников относим :
- спад интереса к реализации практики;
- плохая посещаемость детьми дошкольного образовательного учреждения, часто болеющие дети.
13. Основные риски реализации практики
Меры, позволяющие минимизировать основные риски реализации практики:
- изучение образовательных потребностей семей группы, создание оптимальных условий для реализации практики;
- просветительская и информационная работа с родителями (законными представителями) о важности формирования у детей предпосылок функциональной грамотности, профилактические мероприятия по заболеваемости ОРВИ, грипп, новой коронавирусной инфекцией;
- привлечение родителей (законных представителей) для реализации мини-проектов по формированию предпосылок функциональной грамотности;
- привлечение родителей (законных представителей) в участии непосредственно-образовательной работе с детьми, в конкурсном движении;
- поддержка инициатив семей.
14. Необходимые навыки и компетенции авторов и исполнителей практики
Для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников педагоги обладают необходимыми навыками и компетенциями:
- участвуют в создании безопасной и психологически комфортной среды в ДОУ, обеспечивая безопасность жизни, и поддерживая эмоциональное благополучие детей;
- планируют и реализуют воспитательно-образовательную работу в соответствии с ФГОС;
- организуют и проводят мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализируют работу;
- планируют и корректируют образовательные задачи по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей детей;
- формируют психологическую готовность детей к школе;
- создают позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми;
- организуют все виды детской деятельности и создают условия для свободного выбора детьми деятельности;
- активно помогают и поддерживают детскую инициативу;
- применяют в работе инновационные образовательные технологии;
- легко выстраивают партнёрские взаимоотношения с родителями (законными представителями);
- владеют ИКТ-компетентностями необходимыми в работе;
- соблюдают правовые, нравственные и этические нормы, требования профессионального этикета.
15. Методическое и информационное обеспечение практики
Методическое и информационное обеспечение практики вашему вниманию представлено в приложении 2.
16. Данные, подтверждающие обоснованность применение практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы.
Данные подтверждающие обоснованность применения практики, представлены вашему вниманию в приложении 4:
- отзыв учителя начальных классов МОУ «СОШ № 8» Бабинович О. Н. ;
- отзыв от родителей группы.
17. Роль социальных партнёров в реализации практики
Основная задача социального партнёрства нашей практики – привлечь ресурсы социальных партнёров для формирования предпосылок функциональной грамотности у воспитанников. Так, мы привлекаем наших родителей в реализации проектов, для участия в непосредственно-образовательной деятельности, родители – помощники в пополнении развивающей предметно-пространственной образовательной среды, участники совместной организации праздников, тематических бесед по профессиям.
Учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8» всегда оказывают нам помощь в информационно-просветительской работе с родителями, выступают на родительских собраниях, круглых столах по программам обучения в начальных классах.
18. Позитивные изменения (результаты) у благополучателей по итогам реализации практики.
Реализация нашей практики показала положительные изменения и результаты:
- из проведённого мониторинга видно, что за 2 года повысился процент детей с сформированными предпосылками математической грамотности на 10,7 %; по сформированности научно-естественной грамотности на 16,3 %; по сформированности читательской грамотности на 5,5 %; по обладанию компетенцией детей в общении на 11,2 %;
- из наблюдений за детьми заметно, что у детей формируются : предпосылки строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума; предпосылки решать различные учебные и жизненные ситуации, обладать сформированными умениями строить алгоритм основных видов деятельности.
- дети участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, в НПК и занимают призовые места (приложение 5);
- дети посещают секции и кружки. Мальчики – секцию рукопашного боя «Панкратион», «Лёгкая атлетика», девочки – кружок Аэробики, танцевальный кружок «Жарки». 6 детей нашей группы посещают детскую школу математической направленности «Пифагорка».
Родители, на основании анкеты удовлетворенности качеством образования, оставляют положительные отзывы по формированию у детей предпосылок функциональной грамотности, подготовке детей к школе.
Учителя начальных классов отмечают, что выпускники нашего ДОУ приходят в школу с базовыми знаниями по предпосылкам функциональной грамотности, адаптация к школе проходит успешно.
Таким образом, считаем, что реализуемая нами практика, показывает положительные результаты по формированию у воспитанников предпосылок функциональной грамотности, а так же способствует формированию высокого уровня общения и социальных отношений, что важно в дальнейшей жизни обучающихся.
Рекомендуем применение нашей практики педагогам других дошкольных образовательных организаций.