Приложение МААМ

Русская народная игрушка.

Марина Щевелькова
Русская народная игрушка.
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:- приобщать детей к русскому народному творчеству;

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской игрушке;

- познакомить с творчеством филимоновских мастеров;

- дать понятие о дымковской игрушке.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Публикация «Русская народная игрушка,» размещена в разделах

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

Я вас приглашаю в маленький музей, прямо у нас в группе, где вы сможете посмотреть на народные игрушки и потрогать их руками.

1. Первая экспозиция- Дымковские игрушки.

Дымковские изделия удивляют необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.

Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают.

-Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма;

- голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска,

- а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.

2. Вторая экспозиция- Филимоновская свистулька.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины.

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах.

Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия.

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

3. Третья экспозиция- Богородские игрушки.

Народными мастерами в селе Богородское

Московской области создаются деревянные резные игрушки.

Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.

Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если Собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы.

Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.

4. Четвертая экспозиция- Матрешка.

Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.

Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

Каждая матрёшка представляет собой изображение девочки или женщины в русской национальной одежде: в сарафане, с платочком на голове. Её одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или птицу, или букет цветов. Все куклы, составляющие одну игрушку, похожи друг на друга, но отличаются какой-нибудь деталью. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров.

Матрёшкой восхищались, ею любовались. Какие краски использует Константин Паустовский, рассказывая о матрёшке?

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами».

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по музею. Надеюсь, вам очень понравилось.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Дымковские игрушки»Дидактические игры «Дымковские игрушки» В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Яркие,доступные восприятию игрушки радуют детей.

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушкиПерспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки Цель: Формировать патриотические чувства и сознание детей на основе народного искусства. "Богородская деревянная игрушка - улыбка детства".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная игрушка.
Опубликовано: 19 октября 2014 в 14:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная игрушка.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Щевелькова (УИ 207200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД