МААМ-картинки

Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Лескив
Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Лескив Е. П., старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад

комбинированного вида № 312»

Русская народная культура как средство

патриотического воспитания детей дошкольного возраста

"Воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным"

К. Д. Ушинский

Публикация «Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое воспитание детей, в настоящее время, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством : «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Проводя параллель с нашим временем, академик Д. С. Лихачё в писал: «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

В разработку теории и практики патриотического народного воспитания значительный вклад внесли также: Г. В. Белинский, Н. А. Добролюбов, П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Содержание понятия патриотизма определяется в педагогике как чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В то же время, для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, необходимо приобщение его к традиционной русской культуре. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Вводя детей в народную культуру, мы помогает войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений и переживаний.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой родине традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнения ее новым содержанием.

Исходя из данных проведенной нами диагностики, мы выделили следующие проблемы:

- у дошкольников низкий познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

-у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

-80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

-40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

-20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

К сожалению, не все педагоги, в особенности молодые, обладают достаточным запасом знаний истории родного города, края.

Нашей целью было выявить возможные направления работы по патриотическому воспитанию средствами приобщения к истокам русской народной культуры в ДОУ.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Развивать мотивацию в знаниях об истории, традициях, культуре и обычаях русского народа у всех субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

2. Формировать ценностное отношение к истокам русской народной культуре.

3. Создать информационно-методический банк по проблеме патриотического воспитания средствами приобщения к истокам русской народной культуры.

4. Разработать программу развития ДОУ «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истокам русской народной культуры».

5. Разработать рекомендации для родителей по проблеме патриотического воспитания детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Хотелось бы отметить, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей (дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности; деятельностный подход).

Исходя из поставленных нами задач, мы определили основные направления работы:

1. Использование опыта, накопленного веками:

- русские народные былины (любовь к Родине, готовность встать на защиту родной земли);

- русские сказки, воспевающие любовь к Родине, к своему народу, к природе родного края;

- героические и патриотические песни русского народа;

- русские пословицы и поговорки о патриотизме, дружбе, героизме, смелости, трусости, предательстве;

2. Один раз в месяц в ДОУ проводятся конкурсы и выставки «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя родная улица», «Город, в котором я родился», «Сибирский край родной», «Россия-родина моя!». Их основные задачи: духовно-нравственное развитие воспитанников, привитие эстетического вкуса, норм нравственности; развитие художественных навыков и способностей; подготовка патриотов своей страны.

3. Мероприятия патриотической направленности : знакомство с биографиями выдающихся военачальников; игра «Зарница» (старший дошкольный возраст) с участием братьев, пап, дедушек; смотр строя и песни; «Посылка солдату»; организация переписки (отправление рисунков) в воинские части.

4. Развлечения: «Семейные праздники и традиции», «Коса – русская краса», «Масленица», «Праздник русской березки», «Колядки».

5. Сотрудничество с библиотекой имени Д. И. Менделеева по проблеме «Русская народная культура».

6. Экскурсии по достопримечательностям города Омска: Тарские ворота, Омская крепость, улица Ленина, Краеведческий музей, музей имени Врубеля.

7. Наряду с этим, мы считаем обязательным работу с семьей. В рамках данной работы нами была проведена конференция «Семейные праздники и традиции».

Итогом нашей работы по проблеме «Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» явилось разработка программы ««Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истокам русской народной культуры».

На сегодняшний день в нашем детском саду функционирует творческая лаборатория, занимающаяся разработкой перспективных планов по проблеме «Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Также мы планируем открытие семейного клуба «Сибирячок», целью которого было бы совместное творчество детей и родителей, старшего поколения по русским народным промыслам.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2022 в 06:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД