Татьяна Усоева
Русская народная сказка «Колобок» в развитии математических представлений детей четвертого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с этой сказкой я использовала пальчиковый театр, Тематический словарь в картинках «Любимые герои сказок».
Работа начиналась с рассказывания, но в ознакомлении я добавила прослушивание диска. Детям очень понравился пальчиковый театр. Эта сказка вызвала наибольший интерес у девочек, они с большим удовольствием пели песенку Колобка. Повтор этой песенки хорошо держал внимание даже самых проблемных детей.
Публикация «Русская народная сказка „Колобок“ в развитии математических представлений детей четвертого года жизни» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Занятие по сказке «Колобок».
Цели и задачи:
- Закреплять знание персонажей, последовательности событий сказки.
- Развивать внимание, восприятие, мышление, память, речь.
- Развивать умение следовать определенным правилам при решении задач.
- Обучение соотношению слов-числительных с соответствующим количеством предметов.
- Обучение решению конструктивных задач.
- Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к играм математического содержания.
Материал : Доска, мольберт, плоскостной театр, раздаточный материал (набор
из треугольников и квадратов, на каждого три пустые тарелочки, ковролин с
набором геометрических фигур (треугольники, квадраты).
Ход занятия: Дети располагаются на ковре.
Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте её :
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…
Дети. Колобок.
Воспитатель. Ребята, вы знаете эту сказку. Кого повстречал колобок
на своем пути?
Дети. Зайца, Волка, Медведя, Лису.
Воспитатель. Что случилось в конце сказки?
Дети. Лиса съела Колобка.
Воспитатель. Сегодня мы вновь вернемся в нашу любимую сказку.
Колобок в нашей сказке подрос и весело продолжает кататься по лесным тропинкам, напевая свою любимую песенку:
Жил веселый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
По дорожке покатился,
В густом лесу очутился.
Навстречу Колобку скачет Заяц (всеми фигурками зверей управляет воспитатель).
Заяц. Как хорошо Колобок, что я тебя встретил. У моих зайчат сегодня день рождения, Лиса напекла для них много печенья (показывает корзину, в которой лежат геометрические фигуры, изображающие печенье).
Воспитатель. Сколько печенья у Зайца в корзине?
Дети. Много.
Воспитатель. А корзин?
Дети. Одна.
Заяц. Колобок пойдем к нам на день рождения, поможешь разделить
печенье.
В домике зайца расставлены пустые тарелки.
Задание. Просим Колобка раздать по 1 «печенью», затем по 2, по 3.
Каждый раз зайчата съедают печенье, то есть раздавать надо на чистые тарелки, приговаривая: «Этому – два, Этому – два и т. д.»
Дети включаются в действие: они раскладывают, каждый в свои тарелочки фигурки (печенье). Усложняя упражнение, просим раздать: «По два одинаковых», «По два разных» и т. д. Воспитатель может помочь, подсказывая : «Правильно, это два треугольника, а это два квадрата и т. д.».
Воспитатель. Поблагодарил Заяц Колобка, и Колобок покатился дальше. Ребята, пока Колобок катится по дорожке, мы немного поиграем.
Физкультминутка.
У медведя дом большой – Ой-ой-ой-ой (Тянутся руками вверх)
А у Зайки маленький – Ай-ай-ай-ай (Приседают)
Мишка сам пошел домой – Ой-ой-ой-ой (Шагают на месте)
И запрыгал Заинька – Ай-ай-ай-ай (Прыгают).
Воспитатель. Ребята, пока мы с вами играли в лесу, пошел дождь, Колобку необходим домик, давайте ему поможем.
Дети складывают из своего набора фигур домики. Кто-то складывает из одного квадрата и треугольника, кто-то из четырех квадратов и двух треугольников.
Колобок. Спасибо, ребята, теперь я в даже в дождь смогу жить в лесу, а
главное, приглашать в свой дом гостей. Приходите ко мне еще, а сегодня я устал и хочу спать. До свиданья!
Дидактические игры
Дорожки. Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине методом приложения, закреплять использование слов – длиннее, короче, одинаковые по длине.
Материал. Игровое поле, фигурки сказочных героев, на каждого ребенка три дорожки – желтая и синяя – одинаковой длины и красная - длиннее.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на игровом поле фигурки и дорожки. Желтая ведет к зайцу, синяя к волку и медведю, а красная к лисе. Дети пробуют прокатить Колобка по каждой дорожке, вспоминая последовательность, с которой Колобок встречал на своем пути зверей.
Спрашивает, какая дорожка длиннее, какая короче. Дети отвечают вразнобой, потому что дорожки расположены на игровом поле и определить это сложно. Воспитатель предлагает сесть за столы взять свой набор дорожек и приложить сначала желтую к синей. Спросить, что получилось? (Ответы детей, дорожки одинаковые). Затем сравнить желтую и красную дорожки. Ответы детей, красная дорожка длиннее, желтая дорожка короче.
Второй вариант игры. Дорожки: желта, синяя и красная разной длины. Идет закрепление понятий: короткая, средняя, длинная.
Колобок. Цель. Закрепление представлений о геометрической фигуре круг, закрепление представлений о размере двух предметов : большой, маленький.
Материал : большая и маленькая тарелки, на каждого ребенка круги большие и маленькие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям испечь Колобок.
Тесто мы месили,
Колобок лепили.
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп –
Слепим шустрый Колобок.
(Дети имитируют движения руками.)
Воспитатель: Дети, а какой формы у нас Колобок получился? (Ответы детей – круглой.) Предлагает детям взяться за руки и образовать круг.
Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг.
Как прекрасно все вокруг, все вокруг.
Воспитатель. Ставит в середину круга тарелку, в которой лежат большие желтые круги. Предлагает детям взять по одному кругу.
Спрашивает у нескольких детей, как называется эта фигура? (Ответы детей – круг.) Затем ставит в круг тарелку с маленькими кругами и тоже предлагает взять по одному. Спрашивает, какая эта фигура? (Ответы детей – круг.) Одинаковые у вас в руках круги? (Ответы детей – нет, разные.) Какие у вас круги? (Большой и маленький.) Покажите мне большой круг. Покажите мне маленький круг. На кого похожи эти круги? (На Колобка.) Давайте разложим наших колобков в тарелки – маленьких в маленькую тарелку, а больших – в большую.