Ракунова Наталья
Русские народные традиции воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные традиции воспитания детей.
Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.
Публикация «Русские народные традиции воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?
Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.
Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.
Краткое описание некоторых наиболее известных элементов педагогической народной культуры :
1. Колыбельные
Колыбельные песни – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.
2. Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстонушки,
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания
3. Сказки
Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней. Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свою вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство. В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т. д. Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.
4. Игрушки
Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность. Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков). Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие, а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации.
5. Загадки
Загадки - средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п. Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию – источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления. Особое место занимали загадки-задачи. Такие загадки начинались, например, словами: «Летело стадо гусей.» Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.
6. Скороговорки
Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.
7. Считалки
Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.
8. Игры
Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т. д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память, силу, ловкость, и т. д. Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов. Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.