Получи документы

Русские народные традиции воспитания детей

Ракунова Наталья
Русские народные традиции воспитания детей

Русские народные традиции воспитания детей.

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.

Публикация «Русские народные традиции воспитания детей» размещена в разделах

В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.

Краткое описание некоторых наиболее известных элементов педагогической народной культуры :

1. Колыбельные

Колыбельные песни – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.

2. Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстонушки,

А в ножки ходонушки,

А в ручки хватанушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания

3. Сказки

Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней. Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свою вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство. В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т. д. Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.

4. Игрушки

Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность. Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков). Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие, а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации.

5. Загадки

Загадки - средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п. Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию – источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления. Особое место занимали загадки-задачи. Такие загадки начинались, например, словами: «Летело стадо гусей.» Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.

6. Скороговорки

Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.

7. Считалки

Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.

8. Игры

Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т. д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память, силу, ловкость, и т. д. Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов. Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор» Интеграция образовательных.

Консультация «Русские народные традиции» Консультация На тему: «Русские народные традиции» Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ №9 Савакова Н. В. 2017г. Страна наша.

Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Русские народные традиции и культура» воспитатель Бадулина О. А. с. Александровское,.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатель Струкова Лариса Сергеевна МАДОУ «Детский сад «Ивушка».

Народные традиции в воспитании детей Е. А. Василатий учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ «Чобручская СОШ №3», с. Чобручи Слободзейского района «Воспитание,.

Конспект НОД «Русские народные традиции. Чаепитие» НОД «Русские народные традиции. Чаепитие» Образовательная область «Познавательное развитие». Старший дошкольный возраст. Составила воспитатель.

Памятка для родителей «Народные традиции как средство воспитания патриотизма» Одним из главных направлений в воспитании детей является воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.

Русские народные традиции как условие нравственного воспитания старших дошкольников РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению.

Русские народные традиции. Сценарий праздника «Масленица» Герои: Скоморохи, Зима, Весна, Баба Яга Действие происходит на улице. 1 скоморох: Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве?.

Воспитание детей через народные традиции “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные традиции воспитания детей
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 16:17
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД