Татьяна Сальникова
«С малой Родины моей начинается Россия». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать любовь к Малой Родине, чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа; желание сохранять порядок и чистоту в своем городе; закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем; обобщить представления о промыслах и богатстве родного края. Знать обозначение символа города.
Материал к занятию :
Публикация «„С малой Родины моей начинается Россия“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Куклы в национальных костюмах, карта республики Татарстан, фотографии, слайды с видами города, составляющие герба города Альметьевск.
Предварительная работа:
Прогулки по улицам города, в парке, чтение стихотворений о городе, родном крае; рассматривание фотографий, слайдов, буклетов о предприятиях города, памятных мест, и мест отдыха горожан.
Дидактическая игра: «Я русский, а ты кто?».
Беседа о богатствах и промыслах края.
Беседа о будущем города: «Чтобы ты хотел?», «Что нужно городу?».
Рассматривание иллюстраций с изображениями национальных костюмов народов Поволжья: русские, татары, мордва, чуваши.
Чтение художественных произведений: «Родное» М. Исаковского, «Родина» Е. Трутневой. Слушание песен о городе, родном крае.
(Дети входят в зал под музыку).
Ведущая: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Ведущая: Правильно. А какая она, наша Россия?
Дети (по очереди) : Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Ведущая: Среди просторов нашей Родины есть край, где находится твой родной дом, твоя родная земля. Как называется область, в которой мы с вами живём?
Дети: Татарстан.
Ведущая: А как называется наш город?
Дети: Альметьевск.
Ведущая: Если Россия могучее дерево,
то край наш – одна из ветвей
той ветки улыбку, той ветки напевы
хотели б мы выразить в стихотворении.
Ребёнок рассказывает стихотворение на родном языке.
Ведущая: Ребята посмотрите на карту республики Татарстан.
Наш город отмечен на карте маленькой точкой.
Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Дети: города бывают молодые, старые, древние, крупные, маленькие.
Сколько лет нашему городу? Дети: нашему городу 60 лет. Города, как и люди, счёт ведут в годах.
Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? Дети: по культурным памятникам, улицам, архитектуре, достопримечательностям, обычаям.
Как называют жителей нашего города? Дети: Жителей нашего города называют: Альметьевцы.
Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб и свою символику. Все это есть и у нашего города.
Проводится игра «Найди, назови и собери».
Задание: собрать герб и символику родного города, объяснить его значение.
Альметьевск - крупный индустриальный центр республики, «нефтяная столица». Рядом с городом находится Ромашкинское нефтегазовое месторождение, разработка которого и послужила отправным пунктом в истории развития города.
Основным промышленным предприятием города является открытое акционерное общество «Татнефть»- одно из крупнейших в стране по добыче нефти и газа.
В городе также работают предприятия по производству оборудования для нефтедобывающей промышленности, машиноремонтные предприятия, заводы по производству стройматериалов, предприятия легкой и пищевой промышленности (чулочно-носочная фабрика, хлебозавод и др.). На сельскохозяйственных предприятиях Альметьевского района занимаются скотоводством (разводят лошадей, крупнорогатый скот, овец и свиней, птицеводством и звероводством (песец и норка, выращивают хлебные злаки и овощи.
Чтение стихотворений на татарском языке о городе, родном крае.
Ведущая: А теперь я приглашаю вас на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами вы будете сами.
Ведущая предлагает детям вспомнить пословицы о Родине :
«Своя земля и в горести мила»,
«Родина сторона - мать, чужая мачеха».
«Где жить, тем и слыть».
«На родной сторонке и камешек знаком».
«Родина Мать, сумей за неё постоять!».
Ведущая показывает слайды с памятными местами города.
Пусть каждый из вас выберет место, про которое он расскажет нам.
История нашей Малой Родины уходит в глубокую старину.
Основателем деревни считается мулла Альмет (вероятно, сокращение от Аль-Мухаммед, тат. лмт - л-Мхммт). Первое упоминание деревни Альметьево в письменных источниках содержится в документах, относящихся к начальному периоду восстания 1735—1740 годов. Среди них сохранилось письмо муллы Альмета полковнику И. Н. Татищеву, в котором сообщалось «о съездах и намерениях» восставших и об их опасности для населения Надыровской волости Чистопольского уезда. Письмо датировано 24 июня 1735 года и кончается словами:
«Это письмо писал я, Альмет-мулла, з Заю с Алметевой деревни».
Альметьевск находится на левом берегу реки Зай - притока Камы - на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, к юго-востоку от столицы Республики Татарстан – Казани. Официально он получил статус города в 1953 году. Название города происходит от башкирского личного имени Альмет. (Альмет-мулла рассказывает историю развития города).
Ведущая: Много разных народов живет в нашем городе: русские, татары, чуваши, башкиры, мордва.
Затем дети рассматривают кукол в национальных костюмах и называют элементы костюма, по возможности называют их национальность.
Подводит детей к выводу: важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
(Девочки в национальных костюмах исполняют танец.)
Сценка:
Девочка: (на фоне мелодии)
Дома я была одна,
Стало вдруг мне грустно.
Села молча у окна
На душе так пусто!
Плачет дождик за окном,
Лужи, холод, слякоть,
Мокрый, серый мир кругом…
Захотелось плакать.
Это серый дождик смыл
С города все краски,
Хоть всегда он раньше был,
Как картинка в сказке.
Я взяла карандаши,
Город свой решила
Разукрасить от души,
Радостней чтоб было.
Вот так чудо, вдруг они,
Прыгнув из коробки
Появляются карандаши
Сами мой рисунок тот,
Стали красить ловко.
Голубой: небесный цвет я, голубой,
- Прозрачный, нежный, чистый!
Цвет мира, счастья и добра
– Прекрасный и лучистый!
Пускай же небо над землей
Счастливым, мирным будет!
А городок наш небольшой
Таким же чистым будет!
Прикрепляет на планшете небо и облака.
Желтый: я радостный веселый цвет,
Сверкающий огнями.
Мой зайчик солнечный смешной,
Играет часто с вами.
Я солнце здесь нарисовал,
Чтоб город согревало
И чтобы жителям его,
Еще светлее стало!
Приклеивает солнце.
Зеленый: я сочный цвет полей, лугов,
Травы, деревьев летом.
Зеленой свежестью лесов
Земля вокруг одета.
Чтоб город наш уютней был,
Чтоб легче в нем дышалось,
Хочу, чтоб улицы, сады
- Все в зелени купалось!
Приклеивает траву, дерево.
Ведущая читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина-
Это тоже Родина.
Ведущая: Как вы думаете, есть ли у нашего города какие-либо проблемы? Как их можно решить?
Дети: загрязнение окружающей среды, рек, лесов, улиц, строительство забавных детских площадок во дворах, соблюдение ПДД, безопасность детей на дорогах.
Ну вот, ребята, как много, оказывается, вы знаете о своём родном городе, как любите его.
Родимый край!
Милая сторонка!
Голос твой все время слышу я
В задушевной песне жаворонка
И в шальных раскатах соловья.
В криках птиц, летящих на гнездовье,
В звонких струнах вешнего ручья…
Уголок волшебный, Татарстана -
Дорогая родина моя!
В заключении дети исполняют песню на татарском языке: Мин яратам сине, Татарстан.