Приложение МААМ

Самоанализ Монтессори-педагога

Юлия Даудрих
Самоанализ Монтессори-педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Всякая новая педагогическая система начинается с особенного взгляда на взаимодействие ребенка и взрослого. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к воспитанию. Среди них – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори.

Воспитывая дошкольников в разновозрастных группах, я столкнулась с рядом сложностей. Часть из них касается того, как организовать общение с ребенком и какими должны быть контакты между детьми. Можно ли одинаково общаться со всеми детьми, независимо от их возраста? Если нет, то чем отличается общение с ребенком 3 лет от общения с детьми 6-7 лет? И вообще, почему возникает вопрос об общении?

Публикация «Самоанализ Монтессори-педагога» размещена в разделах

Дело в том, что общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка.

Общение со сверстниками, равными ребенку партнерами, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений. Но, организуя совместную деятельность детей разного возраста, я должна помнить о различных основаниях, заставляющих их искать общества друг друга, и соответственно корригировать и направлять детей.

При этом важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.

«Дружба старших и младших создает удивительные отношения в коллективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений старших и младших братьев» (Н. К. Крупская).

Работая одновременно с детьми нескольких возрастов, я поняла, что нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе.

В процессе работы, убедилась, что в совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

После многолетних наблюдений стало понятно, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, всегда помню, что необходимо, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка. Важно ежедневно соблюдать правило – режимные процессы в группе необходимо начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т. д.

При выборе закаливающих процедур тоже учтен тот факт, что данный процесс будут проходить как дети 3 лет, так и дети 7 лет. Был выбран самый оптимальный для этого вариант, который доступен всем возрастам.

Разновозрастная группа – живой социальный организм. Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.

Социальное воспитание в нашей группе одно из ведущих в работе с детьми. Социализация ребенка начинается с осознания себя как личности, индивидуума других людей. Курс занятий, посвященный этой проблеме, позволяет углубить, структурировать знания ребенка о себе, о своей семье, об окружающем мире. Занятия предполагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения. Предполагается не столько информирование об этих нормах, сколько последовательное упражнение в их применении в различных ситуациях. Отработка каждого социального навыка требует определенного времени.

Вот примерная тематика таких занятий и упражнений:

- я и другие люди

- я и мой детский сад

- человек и его чувства

- поведение в общественных места

- гигиена и опрятность

- наблюдаем, помогаем, бережем

- основы безопасности жизнедеятельности.

В основном в нашей группе дети познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе. Собираются «НА КРУГ» Вначале, как правило, звучит негромкая музыка. А потом начинается общий разговор или обсуждение.

Многие «КРУГИ» связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На «КРУГУ» воспитатель рассказывает сказки, короткие истории, дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть, изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают песенки. Здесь же отмечаем дни рождения детей и другие важные события. В несколько минут общего «КРУГА» умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика, пантомима и театр. В «КРУГУ» дети выполняют артикуляционные, дыхательные и пальчиковые упражнения, беседуют на различные темы, проводят ритуалы.

Главная задача утреннего сбора – создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Также дети собираются на «КРУГ» при переходе от одного вида деятельности к другому: перед прогулкой, музыкальным занятием, перед физкультурой, до и перед приемом пищи.

Мы ждем от детей, чтобы они:

- Знали имена друг друга.

- Соблюдали очередность.

- Делились друг с другом.

- Двигались, освобождая место товарищу.

- Приглашали присоединиться других.

- Демонстрировали окружающим свое расположение.

- Сотрудничали.

- Разрешали конфликты.

Работая с детьми, всегда помню, что главное в жизни ребенка-дошкольника – игра. Не сложно вспомнить свое детство – игра интересна, когда играют дети разных возрастов. Старшие уже умеют построить сюжет, распределить роли, а младшие с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Часто сталкиваешься с ситуацией в традиционной группе, где все дети хотят быть врачом или парикмахером и никто не хочет быть подстриженным или больным. Чего нет в нашей группе. Малыши с большим удовольствием соглашаются выступить в роли пациента, так как роль врача им еще достаточно сложна и не всегда понятна. А чувство того, что ты интересен, побуждает на совместную игру со старшими. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретая чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших братьев и сестер.

Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные действия, как бы дорастая до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела – например, порезать фрукты и овощи для салата, погладить платочки и т. п. Ребенок становится «взрослым», теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшему на выручку. И это ощущение – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Нам не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Специфика работы с детьми, посещающими Монтессори-группу, обусловлена тем, что в подавляющем большинстве российских семей воспитание не согласуется с основными положениями Монтессори-системы или полностью противоречит им. Особенно это касается таких позиций, как самостоятельность, порядок, умение себя занять, терпение и умение ждать, уважение к личности. В случае подобных противоречий ребенок гораздо хуже адаптируется в Монтессори-группе, снижается эффективность работы других детей и воспитателя.

Родитель до приема в Монтессори-группу должен иметь общие представления об этой системе. Беседа с родителями должна быть проведена еще задолго до того как ребенок пришел в группу. Чтоб у родителей было время подумать, а сможет ли он выстроить и дома ту форму воспитания ребенка как этого предполагает система Монтессори.

Это необходимо не только для того, чтобы ребенок «не ломался», не подстраивался под ситуацию – дома так, а в саду по-другому. Это также необходимо для того, чтобы не происходили конфликты с воспитателем, а также конфликты между родителями.

Чтобы минимизировать и предотвратить это мы проводим анкетирование, беседы как подгрупповые, так и индивидуальные. В ходе беседы выясняем следующие вопросы:

- почему родители решили отдать ребенка именно в Монтессори-группу.

- что родители знают о Монтессори-методе.

- откуда у них эта информация.

- какие положения этого метода они разделяют, а какие нет.

- готовы ли родители к сотрудничеству с Монтессори-педагогом, как они это себе представляют.

Далее, чтобы наладить свои взаимоотношения с детьми и родителями предоставляю родителям информационные бюллетени, содержащие краткие сведения об основах Монтессори-педагогики. Это знакомство:

- с подготовительной средой

- с дидактическим Монтессори-материалом

- с сензитивными периодами

- с принципом свободы и дисциплины в Монтессори-группе

- с сенсорным развитием и сенсорным Монтессори-материалом

- с языковым развитием и соответствующим Монтессори-материалом

- с развитием математических представлений и соответствующим Монтессори-материалом.

Донеся необходимую информацию о системе Монтессори, перехожу на личный контакт. Обмен информацией о ребенке. С какими проблемами он столкнулся, посещая группу Монтессори, о его достижениях. Провожу необходимые консультации для родителей по обговоренному графику.

Также проходит информирование родителей о ходе учебно-воспитательного процесса в течение года:

- проводится организация информационного стенда

- знакомство с правилами поведения в Монтессори группе

- знакомство с режимом дня (меню)

- оформление стенда достижений

- организую индивидуальные консультации с психологом, врачом.

Также не забываю о взаимоотчетности:

- На родительском собрании предлагаем просмотр видеофильмов собственного изготовления. Данный способ очень нравиться родителям. Они в восторге смотрят, чем же дети занимаются в детском саду в отсутствии мамы и папой.

- Проводим анкетирование в конце года.

Только взаимопонимание и взаимоуважение между родителями и воспитателем поможет воспитать счастливую гармоничную личность.

Публикации по теме:

План работы городского методического объединения инструкторов по физической культуре в ДОУ на 2013–2014 уч. год Тема: «Модернизация системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в контексте реализации ФГТ и внедрения ФГОС». Цель: повышение профессионального.

План по самообразованию «Педагогическая игра» Утверждаю Руководитель ГБОУ-СОШ №22 Структурное подразделение План по самообразованию по теме:«Педагогическая игра" № Содержание работы.

Автор публикации:
Самоанализ Монтессори-педагога
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 11:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ Монтессори-педагога» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Даудрих (УИ 27189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД