Светлана Майданикова
План работы по самообразованию на тему «Игра — сущность деятельности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Солнышко»
Тема: «Игра – сущность деятельности ребёнка»
начало работы над темой :2011- 2012 уч. год
предполагается закончить: 2013- 2014 уч. год
Воспитатель: Майданикова С. В.
г. Городовиковск
Пояснительная записка
Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Публикация «План работы по самообразованию на тему „Игра — сущность деятельности ребёнка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра — источник развития моральных качеств личности.
Цели и задачи работы :
1. Воспитывать привязанность ребёнка к игре.
2. Воспитывать интерес к играм.
3. Развивать творчество детей.
4. Способствовать закреплению знаний детей о правилах игры.
5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.
Анализ темы по самообразованию
Тема:"Игра – сущность деятельности ребёнка"
Воспитатель: Майданикова С. В.
Тема самообразования «Игра – сущность деятельности ребёнка» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является : создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игр.
Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой
цель: определить наиболее эффективные приемы развития игры у детей.
Задачи, которые необходимо было выполнить для достижения данной цели:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
2. Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Игра – сущность деятельности ребёнка».
3. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразрвания :
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных,
- разработка комплексно – тематического планирования.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- анализ результатов работы.
Практическая работа по теме самообразования
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».
4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».
5. Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»
6. «Самообразование : с чего начать?»
human-life.narod.ru›files/06_1.html
7. Общие основы руководства играми детей. detskiysad.ru›igra/suzhet02.html
8. Образовательные порталы.
Работая по теме, разработала планирование игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в ДОУ.
Также я изготовила картотеку игр.
В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
• В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.
В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через игру способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Практический выход.
-Выступление на педсоветах:
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста, через валеологическую игру.
«Совершенствовать интеллектуальное развитие ребёнка, через использование природного материала в ДОУ».
-Показ открытых занятий, мероприятий:
Открытое интегрированное занятие «Моя Родина» Старшая группа
Комплексное занятие «Старичок Лесовичок»
Старшая группа (математика + ручной труд)
- Участие в мероприятиях детского сада:
Развлечение «Незнайка в царстве знаний», Досуг «Осинины»,Утренник «Новогодняя сказка», Развлечение «Мамочка милая, мама моя!», Утренник
«До свидания детский сад».
–Выставка детских работ (ежегодно) : «Что нам осень подарила»
«Осенняя зарисовка»
Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми»
Фоторепортаж из моей группы «Мы делаем сами»
- Обмен педагогическим опытом (РМО, МО)
«Посмотри –ка, что умеем» 20 марта 2012года
-Участие в районных семинарах:
17 апреля 2011 года Семинар ««Игра, как условие формирования личности дошкольника».
27февраля 2013 года Мастер – класс. Открытое занятие «Моя Родина»
19 августа 2014 года Августовская конференция работников образования Доклад «Федеральные образовательные стандарты в ДОУ»