Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Валентина Радушкевич
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.

Ранний и младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Накопление умственного багажа детей раннего и младшего возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность выбранной темы:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка третьего и четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития у детей раннего и младшего возраста являются дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.

Таким образом, дидактическая игра у детей раннего и младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.

Целью моей работы является:

Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр.

Поэтому, процесс сенсорного развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;

работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;

содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Задачи данной игровой технологии:

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;

- выявлять особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста;

- выявлять систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр;

- обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- образовывать родителей по данной теме: подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, практикума, домашних заданий, анкетирования и т. д.

Направления моей работы:

формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, количество, запах, слух);

обучение способам обследования предметов;

развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина);

воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»

Сентябрь

Работа воспитателя

1. Постановка проблемы;

Определение темы, цели и задачи; Прогнозирование результатов;

2. Подбор и изучение научно – методической литературы.

Работа воспитателя с детьми

1. Мотивация;

2. Выявление интересов детей.

Работа воспитателя с родителями

Выявление интересов родителей и их возможностей в процессе работы над темой.

Октябрь

Работа воспитателя

1. Определение форм работы с детьми;

2. Определение форм работы с родителями.

3. Составление плана работы над темой.

Работа воспитателя с детьми

1. Начальный мониторинг детей на развитие сенсорных представлений

2. Выполнение заданий.

3. Анализ начального мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами начального мониторинга;

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в начале года;

3. Анализ начального анкетирования.

Ноябрь

Работа воспитателя

1. Создание предметно-развивающей среды;

2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.

Работа воспитателя с детьми

1. Организация игр с дидактическим материалом: учить детей не отвлекаться во время игры; формировать умение доводить игру до конца, получать положительные эмоции от положительного результата.

2. Накопление сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Работа воспитателя с родителями

1. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе;

2. Помощь в оформлении картотеки дидактических игр.

3. Индивидуальные беседы с родителями «Правильные игры для развития ребенка».

Декабрь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

2. Отбор дидактических игр с учетом интересов детей и близким опыту детей.

3. Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

4. Разработать пособие – лэпбук «Умные игры», объединив идеи различных дидактических игр. Использовать данное пособие в индивидуальной и подгрупповой работе.

5. Создание презентации лэпбука «Умные игры.

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

Дидактические игры на различение основных цветов:

«Катание цветных шариков», «Размести грибочки по цвету», «Домики и флажки», «Воздушные шары», Назови по цвету», «Цветные полоски», «Отбери фрукты (овощи) по цвету», «Какого цвета», «Разноцветные конфетти», «Какого цвета ленточка», «Найди пару по цвету», «Убери лишнее» и т. д.

2. Учить обследовать предметы зрительно, ощупывать их, производить с ними различные действия, раскладывать посуду разной величины и цвета, наряжать куклы в разноцветные платья, учить завязывать бантики.

Дидактические упражнения: «Кто где живет», «Назови картинки и раскрась», «Обведи правильно», «Волшебный сундучок», «Назови предмет», «Убери лишний предмет», «Третий лишний», «Чудесный мешочек» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста"

3. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Январь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

4. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

5. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

5. Подготовка к практикуму «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы разных формы в соответствующие для них отверстия; упражнять детей правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Дидактические игры на закрепление знаний о форме: «Нанизывание бус разной формы",

«Геометрическое лото", «Какой это формы», «На какую форму похож предмет», «Найди фигуру», «Принеси шарики (кубики)», «Обведи правильно», «Геометрическое лото» и т. д.

2. Игры в режимных моментах: при воспитании КГН, при закреплении умений одеваться и раздеваться, при проведении сюжетно-ролевых игр, игр на прогулке, подвижных игр, при проведении НОД. Во время проведения режимных моментов закреплять знания предметов посуды, одежды, обуви, транспортных средств, названия птиц, животных и их детенышей, названия овощей и фруктов, названия профессий, названия и знания основных цветов, названия и знания фигур, форм, развивать слуховое восприятие, учиться ориентироваться в пространстве.

3. Помощь детей в создании лэпбука «Умные игры» и презентаци к лэпбуку.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».

3. Показ презентации лэпбука «Умные игры».

4. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Февраль

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация и подбор материала к фотовыставке «Дидактические игры нашей группы»

Работа воспитателя с детьми

1. Закреплять у детей понятия: большой-маленький, много-мало, далеко-близко, справа-слева, над, под, на, за, около.

Дидактические игры: "Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья», «Где спрятано», «Забавные матрешки», «Соберем пирамидку», «Сложи вкладыши», «Маленькие и большие куклы», «Отнеси далеко» «Поставь близко», «Положи предмет (на стул, около кровати, за столом) и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста. Игрушки своими руками из подручных материалов».

Март

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Работа воспитателя с детьми

1. Развивать у детей слухового восприятия.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Угадай, кто позвал».

Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок», «Тихо, громко хлопаем» и т. д.

2. Игры и упражнения на прогулке для знакомства с явлениями природы: «Краски лета, зимы…», «Что за дерево», «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

4. Помощь в организации фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Апрель

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми, которые с не справляются с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с усложнением дидактических задач.

4. Подбор материала к презентации опыта работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста.

Работа воспитателя с детьми

Учить детей ориентироваться в пространстве, учить детей активизировать движения, с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей,

Дидактические игры: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры», «Найди по цвету», «Отнеси флажок к такому же флажку» и т. д.

Дидактические упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорных способностей у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Май

Работа воспитателя

1. Подведение итогов.

2. Презентация опыта работы.

Работа воспитателя с детьми

1. Закрепление пройденного материала.

2. Итоговый мониторинг детей на развитие сенсорных эталонов.

3. Выполнение заданий.

4. Анализ итогового мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами итогового мониторинга;

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в конце года.

3. Анализ конечного анкетирования.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Птицы
  • Найди отличия
Автор публикации:
Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 11:20
+156Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....