Папки-передвижки

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений

Евгения Циглер
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений

Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир ребенка.

На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.

Публикация «Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений» размещена в разделах

Целью которой является: выявление влияния Поэтических произведений на развитие выразительности речи старших дошкольников

Исходя из этого поставила следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2) Экспериментально выявить возможность использования русских поэтических произведений на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования поэтических произведений

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. В. Гавриш, психолого-педагогические исследования особенностей речи (А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Проведя диагностику в старшей и средней группе по методике Ушакова О. С., Струнина Е. М Я пришла к выводу, что в речи детей отсутствует созвучность, мелодичность речи, звуковой выразительность (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация).

Чтоб решить данную проблему я разработала ряд мероприятий:

1. конкурс чтецов -как одна из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации.

Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Наблюдая за исполнением стихов на конкурсе, я обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Исходя из этого, я решила прибегнуть к методу театрализации при заучивании стихов и разработала 2. Программу кружка «Мастерство слова», целью которого является:

Повышение уровня развития связанной речи старших дошкольников в результате заучивания стихотворений с применением театрализации,

На мой взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяем, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых.

Так, одним из примеров может послужить создание краткосрочного проекта по творчеству А. С Пушкина

«Сказка ложь да в ней намек…»

В ходе его реализации дети старшей группы прослушали и посмотрели сказки А. С Пушкина, рассматривали иллюстрации и репродукции картин к сказкам, заучивали отрывки из сказок.

Проведя в начале марта промежуточную диагностику

Пришла к выводу, что у детей повысился уровень выразительности речи. Дети соблюдают паузы, выделяют интонационно главное слово в предложении, но еще отсутствует тембральная окраса голоса, тон и сила голоса. Поэтому в дальнейшей работе планирую дальше развивать выразительность речи у старших дошкольников посредством поэтического жанра художественной лиературы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конкурсе чтецов «К нам весна шагает…»Фотоотчёт о конкурсе чтецов «К нам весна шагает…» На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными.

Открытие литературного салона в детском садуОткрытие литературного салона в детском саду Открытие Литературного салона в детском саду. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений
Опубликовано: 28 марта 2015 в 17:52
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД