Нина Александровна Трохова
Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной деятельности»/ сост. Н. А. Трохова, Камышлов, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Руководитель:
Шаркова Е. В. преподаватель
Публикация «Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В сборнике дано описание игр направленных на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Сборник может быть использован педагогами дошкольных учреждений, студентами при подготовке к практике и ее проведении, родителям, заинтересованными в развитии познавательной активности.
©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Пояснительная записка
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить»
М. Горький.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В них есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи. Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Таким образом, дидактические игры имеют огромное значение развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, так как эффективно закрепляются все полученные знания и умения, поэтому дидактическую игру включаю в содержание непосредственно-образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач.
Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.
Собери в корзину
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Выставка игрушек
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.
Кто больше запомнит
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Рыбки
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: картинки с цифрами и рыбками.
Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?
Скажи правильно
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: коробка, цифры
Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6); маленькое число (1); число, которое меньше 7 на 1 (6); число, обозначающее день недели - вторник (2); число, последующее числа 4(5).
Палочки Кюизенера «Пассажиры и поезд»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.
Материал: палочки Кьюзенера
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем : берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
Красивый узор
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.
Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Где фигура?
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.
Кто быстрее найдет предмет?
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Материал: модели геометрических фигур, предметы разной формы.
Ход игры: на полочки - подставки воспитатель ставит по 2- 3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет названный предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры, если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?
Дорога в школу
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.
Материал: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
Что мы делаем?
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;
Материал: не требуется.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение: Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Дни недели по порядку
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Живая неделя
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на них кружками соответствующие дню недели.
Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Вчера, сегодня, завтра
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра».
Инструкция: по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход игры: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»
Дети бегут к домику под названием «вчера».
Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
Сравнение предметов
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.
Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
Инструкция: воспитатель предлагает детям подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подбери самые непохожие).
Ход игры: Ребята, рассмотрите эти фигуры.
Как называются эти фигуры?
Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком;
фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками.
Подбери самые непохожие.
Встань на место
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Инструкция: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.
Ход игры: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.
Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательной позиции, вопросительно – исследовательской деятельности.
Подели яблоко поровну
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Материал: яблоко.
Ход игры: Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна
вторая.)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
Скажи наоборот
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры
Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.
Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Затем дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому
Узнай по описанию
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.
Материал: картинки с игрушками
Ход игры: 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех?
2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?
3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?
Сравни и запомни
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по - другому.
Кто быстрее назовет?
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; упражнять в счете предметов.
Материал: игрушки, фишки.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.