МААМ-картинки

Сборник казачьих подвижных игр для детей дошкольного возраста

Наталия Часовских
Сборник казачьих подвижных игр для детей дошкольного возраста

Казачьи подвижные игры

1. Игра «В утку» (Селезень и Утка)

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и берут, подныривая под руки стоящих в ряду то

спереди, то сзади, причем «селезень», «селезень догоняет «утку».

Стоящие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку.

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утка,

Публикация «Сборник казачьих подвижных игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Десятая гуска.

Та пара, под руками которой «селезень" поймал «утку», заменяет их, а они становится на освободившееся место.

2. Игра «Золотые ворота» (I способ)

Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников

игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

Игра «Золотые ворота» (II способ)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «золотые ворота, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что

выбираешь – серебряное блюдечко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную веревку и перетягивают ее.

3. Игра «Плетень»

Играющие стоят в шеренгу у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест – накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке, выполняя определенные движения под звуки бубна (поскоки, легкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест – накрест.

Выиграет та шеренга, которая первая построится.

4. Игра «Кривой петух»

Дети стоят по кругу. Один в - центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Кого угадает, тот кривым петухом и станет.

5. Игра «Цапля».

Играют дети на достаточно маленькой площадке – 5х5 м. По жребию или по считалочке выбирают ведущего – цаплю. Остальные – «лягушки». Пока цапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись, цапля издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от цапли, прыгая на корточках. При нарушении условий, например, если кто – то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а так же при осаливании они меняются местами.

6. Игра «Чур у дерева!»

Эта игра, традиционная в арсенале 5 – 7 летних казачат, также была излюбленной, в нее играли совместно с маленькими горцами.

Игра обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количество деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середине между деревьями.

Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!».

Осаленный меняется местом с водящим.

7. Игра «Путы».

Ноги завязываются платком или веревкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

8. Игра «Заплетайся плетень»

Выбирается водящий, который должен отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг.

Кто – либо участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод.

Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.

9. Игра «Горшки»

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева».

Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почем горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке.

А он не с трещиной?

- Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.

10. Игра «Достань платок»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящей с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгивать и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

11. Игра «Шкракобушка»

Собирается группа детей; один из них отделяется и спрашивает у детей : «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». – «Что вымолол?» - «Копеечку». –«Что купил?» - «Калачик». – «С кем съел?» - «С тобой». – «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого – нибудь из детей, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного ребенка со словами : «Шкракобушка», шкракобушка!» Он же старая емуется поймать кого – нибудь, если это удается ему, то делается шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.

12. Игра «Хваталки»

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50 – 60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие – нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

13. Игра «Повтори»

В эту игру играли казачата 3 – 6 лет. Дети создавали круг. Вожак отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника – показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах, подпрыгивать на одной ноге; или как бы скакать на лошади. Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого – нибудь из игроков, т. е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нем совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно – таки трудно, потому затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трех ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника они менялись.

14. «Игра в шапку»

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

- шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

- если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу,

а тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не

поймал шапку, остается стоять в кругу.

15. Игра «Просо»

Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий - жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются на столько, чтобы можно было пробегать под ними.

Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое - «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.

Правила игры:

- если жгутчику не удается коснуться до убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и. т. д.

16. Игра «Коршун и наседка»

Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку,

«Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:

«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»

Н – «Коршун, коршун, что ты делаешь?»

К – «Ямку рою копеечку ищу»

Н – «На что тебе копеечка?»

К –«Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих

детушек кидать, чтобы после их поймать!»

Н – «Зачем?»

К – «Чтоб ко мне в огород не лазали!»

Н – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови!»

Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш!».

Играют до тех пор пока коршун не переловит всех цыплят.

17. Игра «Уточка»

Дети стоят в кругу и по считалке выбирают «уточку»

Д – как ты уточка по полю летаешь?

У – вот как я уточка по полю летаю (машет руками)

Д – как ты уточка гнездо свиваешь?

У – вот свиваю (вот свиваю)

Д – как ты уточка пера нащипаешь?

У – вот нащипаю? (щиплет рубашку)

Д – как ты уточка яиц наносишь?

У – вот яиц наношу (садится на корточки)

Д – как ты уточка утят выводишь?

У – вот вывожу (бьет кулаком о кулак)

Д – как их всех разгоняешь?

У – вот разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.

18. Игра «Рыбаки и рыбки»

Мальчики рыбаки, девочки рыбки.

«Рыбки» - дети взявшись за руки образуют круг. Ведущий и 3 «рыбака» с неводом стоят в центре круга.

- Что вы вяжите? – спрашивают рыбки

- Невод – рыбаки

- Рыбу!

- Ловите!

Рыбки подлезают под дугами и оказываются в безопасном месте (рыбка считается пойманной если на нее набросили невод)

В – рыбаки какую рыбу вы поймали?

Д – щуку, судака, карпа, леща, сазана, карася.

В – наших рыбок мы отпустим пусть плавают и растут

(дети перечисляют породы рыб).

Содержание

1. Игра «В утку» (Селезень и утка)

2. Ига «Золотые ворота» (I – II вариант)

3. Игра «Плетень»

4. Игра «Кривой петух»

5. Игра «Цапля»

6. Игра «Чур у дерева!»

7. Игра «Путы»

8. Игра «Заплетайся плетень»

9. Игра «Горшки»

10. Игра «Достань платок»

11. Игра «Шкракобушка»

12. Игра «Хваталки»

13. Игра «Повтори»

14. Игра в шапку

15. Игра «Просо»

16. Игра «Коршун и наседка»

17. Игра «Уточка»

18. Игра «Рыбаки и рыбки»

Публикации по теме:

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Картотека народных подвижных игр для детей дошкольного возраста «Картотека народных подвижных игр для детей дошкольного возраста» Игры с мячом «Зевака» - дети встают в круг, на расстоянии одного шага.

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Найди свой цвет Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать.

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста П/игра: «Тишина» Основное движение: Ходьба. Описание игры: Дети идут по кругу и произносят вместе с воспитателем слова: «У пруда тишина.

Картотека «подвижных игр для детей дошкольного возраста» Значение подвижных игр в развитии дошкольников. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Подвижная игра «Мышеловка» Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку». Остальные дети.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ (рекомендованы программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МАССАЖА Массаж подушечек пальцев рук Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы.

Сборник игр для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник казачьих подвижных игр для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2019 в 13:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД