Кротова Екатерина Васильевна
Сборник текстов с заданиями (начальная школа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник текстов с заданиями (начальная школа
1 класс.
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
(По К. Соколову-Микитову.)
Галка.
Публикация «Сборник текстов с заданиями (начальная школа)» размещена в разделах
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
(Г Скребицкому.)
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
Рысь.
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)
1. Почему рысь названа большой кошкой?
2. Опишите рысь.
3. Как рысь охотится?
4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится)
5. Как вы понимаете слово «залег»? (притаился)
Лесной оркестр.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки.
Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
(По В. Бианки.)
1. Каких птиц можно отнести к певчим?
2. Как поют певчие птицы?
3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
5. Почему у рассказа такое название?
б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
(48 слов.)
(По Э. Шиму.)
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
2 класс
Летучая мышь.
О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.
(55 слов.)
(По Ю. Дмитриеву).
1. Чем необычна летучая мышь?
2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?
З. Чем полезна летучая мышь?
4. Когда она охотится?
5. Как летучая мышь проводит день?
6. Объясните значение слова «небылицы».
Клесты.
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.
(56 слов.)
(По Ю. Дмитриеву)
1. Когда клесты выводят птенчиков?
2. Почему мать не слетает с гнезда?
3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?
4. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
5. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?
Лето.
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов.)
(По И. Соколову-Микитову).
1. Какие растения цвели над водой?
2. О каких обитателях рек говорится в тексте?
3. Почему щуренок притаился в осоке?
4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?
5. Как передвигаются водяные паучки?
6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?
7. Почему кувшинки названы «золотыми»?
8. Перескажите текст.
Воробьиный термометр.
У меня птицы не бездельничают. Воробьи у меня температуру показывают. Как термометры. Утром только взгляну в окно на кормушку — и уже знаю, тепло на улице или
холодно.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит, тепло на улице, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит, мороз трескучий, береги уши и нос! И хоть бы когда подвели меня воробьишки.
(58 слов.)
(Н. Сладков).
1. Почему рассказ назван «Воробьиный термометр»?
2. Как автор узнает погоду по воробьям?
3. Как можно озаглавить вторую часть текста?
4. Как вы понимаете слова «поджарый», «взъерошенный»?
Сила не право.
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.
(57 слов.)
(К. Ушинский.)
1. Почему плакала Таня?
2. Что сделал старший брат Сережа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Сережи?
З. Как вы думаете, что сказал Мише отец?
4. Почему неправы оба мальчика?
5. Почему у рассказа такое название?
Может ли дерево взлететь?
(Сказка).
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова).
(По Дж. Родари).
1 Кто помог дереву взлететь?
2. Что сделал лесоруб?
3. Что сделал столяр?
4. Как сказано про работу ребят?
5. Что значит слово «смастерили»?
6. Зачем ребята мастерят авиамодели?
Живая шляпа.
Шляпа лежала на комоде. Котёнок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.
Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась.
Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котёнок.
(63 слова.)
(По Н. Носову).
1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
2. Почему мальчики испугались?
3. Как удалось обнаружить котенка?
4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала».
Русская смекалка.
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю— и дорога готова- Вот так просто русский человек трудное дело сделал.
(67 слов.)
(По В. Далю).
1. Из чего видно, что дело было трудное?
2. Как справился крестьянин с этим делом?
3. Объясните смысл названия рассказа.
3 класс
Волшебные краски.
В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.
(72 слова.)
(По Е. Пермяку.)
1 Что подарил дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?
2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?
3. Почему краски оказались волшебными?
4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?
Сказка в лесу.
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.
(78 слов.)
(По К. Паустовскому.)
1 Кого привел в лес сказочник Андерсен?
2. Сколько лет было девочке?
3. Что находила девочка на поляне?
4. Как сказано про радость девочки?
5. Чему поверила малютка?
6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?
7. Что писал для детей Андерсен?
Гостиница для зерен.
Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.
Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.
Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.
Чистое и сухое зерно сыплют в башни, В элеваторе зерно может храниться годами.
(75 слов.)
(По П. Елизаветину.)
1. Для чего нужен элеватор?
2. Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?
3. Как ухаживают за дорогим гостем — хлебом — в этой гостинице?
4. Опишите внешний вид элеватора.
Антарктида.
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.
Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.
Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли На карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.
Ученые всего мира исследуют этот край.
(80 слов.)
(Из журнала «Мурзилка».)
1. Где лежит Антарктида?
2. Почему беден животный мир этого края?
3. Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?
4. Кто еще обитает у ее берегов?
5. Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?
6. Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе?
(Толща льда, слой льда.)
Убедительная просьба книги.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.
Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного.
(78 слов.)
(По И. Лавринович.)
1. О чем просит книга своих читателей?
2. Как вы обращаетесь с книгами?
З. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?
4. Объясните название текста. (Убедительная просьба — настоятельная, настойчивая)
5. Что означает выражение «Не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?
Утренние лучи.
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи будить землю.
Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов.
(86 слов.)
(По К. Ушинскому.)
1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?
2. Кого разбудил первый луч?
З. Как встретил новый день зайчик?
4. Как проснулся курятник?
5. с чего начался день у трудолюбивой пчелки?
6. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?
Липа.
Ночью ветер повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:
— Ее можно спасти.
Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.
Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.
И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди.
(86 слов.)
(По Б. Павлову.)
1. Что случилось с липой?
2. Кто пришел на помощь?
3. Что обозначает выражение «повалил липу»?
Яшка.
Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.
Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.
А мальчишка так важно мне в ответ:
— Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.
Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка. Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.
Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево.
(86 слов.)
(По Л. Савоненковой.)
1. Кого же звали Яшкой?
2. Как добились мальчики доверия белочка?
З. Чем подкармливали они своего друга?
4. Кого еще кормили в этом парке ребята?
Ящик с пионами.
Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.
Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут наши цветы?
Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.
Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные. Душистые цветы.
Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши!
(87 слов.)
(По Н. Павловой.)
1. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?
2. Почему шуршала бумага?
3. На что был похож шорох бумаги?
4. Как закончила писательница свой рассказ?
5. Объясните слово «юбилей».
6. Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?
4 класс
Два товарища.
(басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем:
— Что тебе медведь на ухо говорил?
Поднялся человек с дороги и отвечает:
— Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.
(89 слов.)
(По Л. Толстому.)
1. Шептал ли что-нибудь медведь?
2. Кто же назван в басне плохим человеком?
З. За что писатель осуждает человека сидевшего на дереве?
4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную опасность?
5. Объясните значение слов «выскочил» «наземь», «притворился».
Старик и дерево.
На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженое место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!»
(88 слов.)
(Из журнала (Юный Натуралист.)
1. Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?
2. Как поступил старик?
3. Легко ли было старику доставать глину?
4. Расскажите, как должен вести себя человек в лесу. У реки?
5. Как вы понимаете выражение «Живи назло злым»?
Серая звездочка.
Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, Как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В Жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.
(88 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист»)
1. Почему жабу прозвали Серой звездочкой?
2. Что с ней произошло однажды?
3. Как люди выходили свою помощницу?
4. Когда появлялась жаба на дорожке?
5. Что особенно нравилось Серой звездочке?
Осень с неба.
Если взглянуть осенью на бескрайнюю нашу страну с неба, конца-края нашей земли все равно не увидишь. И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении. Что-то двигается над лесами, степями, горами, морями. Это бесчисленные птичьи стаи. Наши перелетные птицы покидают родину — летят на зимовку. Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы.
Отлет начинается с конца лета и длится всю осень, — пока вода не покроется льдом. Первыми улетают те птицы, что прилетели весной последними. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки, чайки.
(91 слово. (По В. Бианки.)
1. Какие птицы остаются на зимовку?
2. Когда начинается отлет птиц?
3. Какие птицы улетают первыми, какие последними?
4. Что обозначает выражение «конца-края не увидишь»?
Яблонька.
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.
(96 слов.)
(По К. Ушинскому.)
1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
2. Как стало прорастать весной зернышко?
З. Как оказалась дикая яблонька в саду?
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется.
(116 слов.)
(По Ю. Ермолаеву.)
1. Какой был на речке мостик?
2. Почему Таня чуть не упала?
3. Что она подумала о мостике?
4. Почему рассердились мальчики?
5. О чем рассказали дети в поселке?
6. Как должны были поступить ребята?
7. А как бы вы поступили на их месте?
8. Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки илы озеро, удобное для перехода.)
9. Закончите последнее предложение рассказа.
Разноцветные кораблики.
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня:
желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра. Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу.
(118 слов.)
(По Д. Кайгородову)
1. О каких корабликах рассказал автор?
2. Почему кораблики прилетели по воздуху?
3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд кораблей.)
4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?
5. Почему это путешествие названо первым и последним?
6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?
7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный, багровый.)
Цветок ила волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.
А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:
— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел своё.
(120 слов.)
(По В. Сухомлинскому.)
1. Почему Сергейке было весело?
2. О чем грустил Миколка?
3. Какой был день?
4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?
5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?
6. Что обозначает слово «загляделся»?
Весна красна.
Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось. Ветер подул с южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый весенний дождь. А потом тучи разошлись, показалось на голубом небе солнце и пригрело землю.
Раньше других обитателей леса отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червяков. Они весело распевали.
Обрадовались теплу и зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх забыли. Зимой они бегали и кормились только по ночам, а весь день спали в снегу. Теперь зайцы и днем бегали по лесным вырубкам и опушкам.
Белка тоже оживилась с приходом весны. Она покинула свой домик и отправилась в лесную чащу. Там устроила она себе гнездо. Скоро у неё будут бельчата.
(130 слов.)
(По Г. Скребицкому)
1. Что изменилось в природе за один день?
2. Кто раньше всех отмечает начало весны?
3. Как стали вести себя зайцы?
4. Почему белка покинула свой зимний домик?
О чём горевали птички.
Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа птичек. Были тут воробушки буйные головушки. Были тут чечетки — воробушкам тетки. Были тут синички птички-мастерички. Были тут щеглята — веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.
— Чуть жив, чуть жив,— говорит воробей.
Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! — смеется синичка
- Чего же поесть, чего же поесть? — спрашивает чечетка.
— Постойте,— сказала синичка. — Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед синичкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.
Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.
С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше.
(150 слов.)
(По М Богданову.)
1. Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.
2. Как Леля помогла птичкам?
3. Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор,
4. Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?