МААМ-картинки

Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста

Пустозерова Ксения
Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях

г. Камышлов 2022

Публикация «Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях / сост. К. В. Пустозерова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022.

В сборник включены упражнения по формированию зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядных материалов. Сборник может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, помощниками воспитателей, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование».

©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022

Оглавление

Пояснительная записка 5

Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия 9

«Четвертый лишний» 9

«Собери слово» 9

«Какая же картина» 10

«Какая картина лишняя» 12

«Времена года» 14

«Что находится на холсте» 15

«Один - много, мало – много» 16

«Дорога домой» 17

«Кто где живет» 18

«Найди крапиву» 18

Упражнения, направленные на формирование мелкой моторики 19

«Дополни ряд» 19

«Согласные и гласные» 20

Оригами «Щенок» 21

«Пропиши» 21

«Разрезанные картинки» 22

«Найди тень» 22

«Пропиши» 23

«Найди бабочкам домики» 23

«Дорисуй недостающие лепестки» 24

«Дорисуй цифры» 25

Упражнения, направленные на формирование зрительно-пространственной ориентации. 26

«Встань как на картинке» 26

«Дорисуй котика» 26

«Сколько животных потерялось» 27

«Путь к домику 3 поросят» 28

«Какой выключатель к какой лампе?» 28

«Рыбалка» 29

«Найди детенышей осьминога» 29

«Найди путь» 30

«Где ты сидишь?» 31

«Путь слоненка» 31

Список литературы 33

Пояснительная записка

Одна из главных аспектов в подготовке к школе ребенка - развитие зрительно-моторной координации детей.

Важнейшим условием полноценного развития координации детей является своевременное формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, что отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Освоение ребенка в развитии зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, очень важно для поступления в школу.

К эффективным методам развития зрительно-моторной координации относят различные упражнения. В то же время специалисты считают необходимым при формировании зрительно-моторной координации у старших дошкольников использование наглядности.

Однако наглядные средства применяются, в основном, в виде картинок, упражнения, образованные на занятии, часто носят характер дидактического упражнения.

Приблизить процесс развития зрительно-моторной координации старшего дошкольного возраста, неформальному могут помочь наглядные средства, представляющие наглядность, которая является опорой при формировании зрительно-моторной координации, а также средством создания различных ситуаций на образовательных занятиях.

В практике дошкольных учреждений такие наглядные средства для формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста используются недостаточно. Это подтверждается небольшим количеством имеющихся сборников упражнений с использованием дидактическим средств, малым количеством подобных материалов, представленных практическими работниками образования в интернете.

Системность проведения занятий позволит детям овладеть осязательным восприятием, развить творческое мышление, зрительное внимание, стимулировать детскую фантазию, подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу.

Таким образом, возникает необходимость создания сборника упражнений, направленных на формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядные средства.

Представленные в сборнике упражнения ориентированы на работу с детьми старшего дошкольного возраста во время образовательных занятиях. У детей к концу старшего дошкольного возраста уже развивается зрительно-моторная координация, которая помогает ребенку легче поступить в школу.

На базе зрительно–моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение рисовать мало влияет на уровень развития зрительно-моторной координации детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).

Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Зрительно-моторная координация детей должна развиваться ещё с раннего возраста. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.). Для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.

Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно-моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.

Цель сборника : подбор и систематизация упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях.

Задачи сборника :

1. Подбор упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях;

2. Систематизация упражнений по разделам сборника;

3. Оформление сборника упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях.

В сборник включены упражнения, направленные на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядных средств, т. е. пособий, позволяющих создать ситуацию для развития зрительно-моторной координации.

В данном сборнике 3 раздела :

1. упражнения на развитие зрительного восприятия;

2. упражнения на развития мелкой моторики

3. упражнения на развития зрительно-пространственной ориентации

Представленные в сборнике упражнения могут быть использованы в индивидуальной, групповой и фронтальной формах как на образовательных занятиях по формированию зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, так и в самостоятельной деятельности детей, при организации работы с детьми.

Сборник может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, помощниками воспитателей, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование» по формированию зрительно-моторной координации.

Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия

«Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Инструкция: ответь на вопросы, и найди тот овощ или фрукт, назвав его положение на картинке.

Что растет на грядке?

Что растет на дереве?

«Собери слово»

Цель: Формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова из слогов, читать слова. Развивать мышление, внимание, речь детей.

Инструкция: ребенку предлагается собрать слова из слогов: дома, домики, маки.

ДО МА

МИ КИ

«Какая же картина»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Инструкция: Выбери ту картинку, которая подходит к данному стихотворению, а также расскажи, что на ней изображено, какая картинка не подошла, почему?

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой.

(А. Н. Плещеев)

Уж верба вся пушистая.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

(А. А. Фет)

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(С. А. Есенин)

«Какая картина лишняя»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Инструкция: Выбери ту картинку, которая подходит к данному стихотворению, а также расскажи, что на ней изображено.

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

(В. А. Жуковский)

Колокольчики мои

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несёт меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьёт своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Тёмно-голубые.

(Л. Н. Толстой)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином.

(А. Н. Майков)

«Времена года»

Цель: закреплять понятия «весна», «лето», «осень», «зима», различать изменения природы в разное время года, находить, соответствующие данному времени года детали, развивать зрительную память, внимание, речь.

Инструкция: расскажи, какие картинки относят к временам года, например, зима находится в первом столбике сверху, и т. д.

«Что находится на холсте»

Цель: умение связывать слова в простых и сложных предложениях, научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Инструкция: назови, что находится на каждой картинке, полным ответом, например на картине в середине в центре изображены птицы в лесу, среди деревьев березы.

Что изображено на картине сверху слева?

Что изображено на картине сверху справа?

Что изображено на картине в середине холста?

Что изображено на картине снизу слева?

Что изображено на картине снизу справа?

«Один - много, мало – много»

Цель: Развить умение сравнивать без пересчета количество одинаковых объектов развить игровые навыки, воображения, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышления, активизировать словарный запас по теме.

Инструкция: собери по парам предметы, где один и много, где мало и много, назови эти предметы и посчитай их количество, а также назови правильно, например три апельсина – пять апельсинов.

«Дорога домой»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку, закрепление считать в пределах 10, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; зрительно-моторную ориентацию.

Инструкция: сколько метров человечку идти до дома? Посчитай сколько ему идти, если 1 клетка это 1 метров.

«Кто где живет»

Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком, развивает воображение, мышление, память, речевые навыки и моторику пальцев рук, обогащающее словарный запас.

Инструкция: соотнеси домик, и кто в нем живет, при этом назвать правильно, например червяк живет в яблоке и т. д.

«Найди крапиву»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Инструкция: среди всех цветов назови, где именно находится крапива, и назвать где она находится, и назвать какие цветы где находятся, например ромашка находится сверху справа и т. д.

Упражнения, направленные на формирование мелкой моторики

«Дополни ряд»

Цель: учить находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд; закреплять лексический словарь по теме «Овощи», развивать мышление, внимание.

Инструкция: дорисуй недостающие овощи по порядку.

«Согласные и гласные»

Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки

Инструкция: используйте карандаши красного и синего цвета, закрась гласные буквы красным цветом, а согласные синего цвета.

Оригами «Щенок»

Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами, формировать умение следовать инструкциям, развитие мелкой моторики

Инструкция: при помощи инструкции или взрослого, собери оригами щенка.

«Пропиши»

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, укрепление руки, улучшение координации движений, совершенствование способности к зрительному восприятию форм; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма; поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

Инструкция: возьми в руки карандаши и по примеру пропиши линии из начало клеточки в конец клеточки, справа на лево, сверху вниз.

«Разрезанные картинки»

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 6-8 частей.

Инструкция: собери пазл из деталей, скажи что изображено на картинке.

«Найди тень»

Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, мелкую моторику рук

Инструкция: возьми карандаш и найди тень каждому насекомому.

«Пропиши»

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, укрепление руки, улучшение координации движений, совершенствование способности к зрительному восприятию форм; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма; поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

Инструкция: возьми в руки карандаш и по примеру пропиши лини (заборчик)

«Найди бабочкам домики»

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, находить соответствующую картинку данного цвета; продолжать закреплять знания о цвете; развивать у детей внимание и наблюдательность; активизировать речь детей.

Инструкция: соотнеси цвет бабочки и такой же цвет цветка.

«Дорисуй недостающие лепестки»

Цель: Развитие творческого мышления детей; формировать умение детей собирать целостный образ предмета из его частей; развивать воображение детей; развивать мелкую моторику детей;

Инструкция: используя разные цвета карандашей, дорисуй недостающие лепестки, той формы, которые уже есть у цветка.

«Дорисуй цифры»

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

Инструкция: возьми в руки карандаш и дорисуй цифры, а также назови их

Упражнения, направленные на формирование зрительно-пространственной ориентации.

«Встань как на картинке»

Цель: развитие навыков зрительной памяти

Инструкция: встань в ту позу, в которую стоит человечек на картинке.

«Дорисуй котика»

Цель: учить различать геометрические фигуры; - развивать логическое мышление и память.

Инструкция: посмотри на картинку и дорисуй котика, которого не хватает.

«Сколько животных потерялось»

Цель: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений, Развитие целостного восприятия, внимания, образного мышления, активизация функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов.

Инструкция: раскрась разным цветом животных, которые ты видишь на картинке, назови их и каким цветом ты их раскрасил.

«Путь к домику 3 поросят»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Инструкция: используя разные цвета карандашей, помоги волку найти путь к поросятам.

«Какой выключатель к какой лампе?»

Цель: Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание, память, логическое мышление, развивать пространственное мышление, развивать мелкую моторику и координацию движений.

Инструкция: используя разные цвета карандашей, найди выключать к каждой лампе.

«Рыбалка»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Инструкция: используя разные цвета карандашей, помоги рыбакам найди ту рыбу, которая досталась именно им.

«Найди детенышей осьминога»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Инструкция: помоги осьминогу найти его деток.

«Найди путь»

Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации, а так же моторика и ориентация на листе бумаги

Инструкция: используя разные цвета карандашей, по примеру найду путь к домикам

«Где ты сидишь?»

Цель: развитие пространственных представлений, умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Инструкция: посмотри вокруг и отметь место, где ты сидишь.

«Путь слоненка»

Цель: Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.

Инструкция: помоги слоненку найти путь, используя подсказки взрослого, например одна клетка вниз, одна клетка вправо и т. д.

Список литературы

1. Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, Диана Королева URL : https://www.livemaster.ru/topic/3135867-zadaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-6-7-let

2. Зашумленные картинки, Зоя Владимировна Соломахина URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/08/zashumlennye-kartinki

3. Игровые упражнения для развития пространственных представлений (рекомендации А. В. Семенович) URL : https://edu.mari.ru/ou_respub/sh20/DocLib33/Ерофеева%20Е%20А/Пространственные%20представления. pdf

4. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве. Мухачёва Наталья Олеговна URL : https://multiurok.ru/files/igry-i-uprazhneniia-na-orientirovku-v-prostranstve.html

5. Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации URL : https://infourok.ru/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-zritelno-motornoj-koordinacii-4264968.html

6. Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников URL : https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-po-razvitiya-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov-3278375.html

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ Подготовительная к школе группа. О. А. Соломенникова

8. Примерная-общеобразовательная-программа-дошкольного образования «От рождения до школы» Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.

9. Татьяна Быстрова. Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста URL : https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-didakticheskih-igr-i-uprazhnenii-dlja-razvitija-zritelno-motornoi-kordinaci-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

10. Упражнения для развития зрительно-пространственного Восприятия и зрительно-моторных интеграций URL : https://lektsia.com/6x4701.html

11. Формирование элементарных математических представлений И. А. Пономарева, В. А. Позина

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июня 2022 в 18:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД