МААМ-картинки

Сценарий народного праздника «Масленица — боярыня широкая» для детей подготовительной группы

Осина Олеся Александровна
Сценарий народного праздника «Масленица — боярыня широкая» для детей подготовительной группы

Пояснительная записка.

Цель:Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

Публикация «Сценарий народного праздника „Масленица — боярыня широкая“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Масленица — это веселые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возраст детей : 6-7 лет.

Подготовительная группа

Актуальность:

В настоящее время, педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно- образовательному процессу. И, конечно, на современном этапе невозможно обойти огромный пласт истории народа, его культуру, искусство, традиции, обычаи, праздники – богатейший материал для работы с детьми. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни, трудно восполнить в последующие годы. Национальное достояние несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику.

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется воспитанию в детях духовно-нравственной культуры и патриотических чувств: любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная странна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В наше время, когда активно возрождается церковная культура, христианские ценности, очень важна роль работы педагогов дошкольных учреждений. Именно в детском саду есть прекрасная возможность для приобщения детей к традиционной народной культуре и формирования основы для её воссоздания. Несложно изо дня в день знакомить дошкольников с разными её аспектами, руководствуясь народным календарём. В каждой группе есть уголок ряженья, который может включать элементы русских народных костюмов – прекрасное подспорье для сюжетно-ролевых игр. В течение рабочего дня незаменимы аудиозаписи народных песен, мелодий, сказок, потешек, считалок, колыбельных. Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью важно делать акцент на произведениях русского декоративно-прикладного искусства, живописи, познакомить с национальной игрушкой. В уголке книг целесообразно выделить место для устного народного творчества и других жанров русской литературы. Для дошкольников любого возраста можно создать картотеку русских народных игр. Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. В детских учреждениях часто проводится Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции. В этой связи важно предварительно провести знакомство детей с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня.

Форма проведения: Народный праздник.

Виды деятельности: Слушание музыки: «Полянка» р. н. м.,

пение: «Здравствуй Масленица годовая» р. н. м., «Блины» р. н. м. «А я по лугу» р. н. м., «Как на масленой неделе» р. н. м.

танец: «Кадриль с ложками» р. н. м.,

игры: «Плетень» р. н. м., «Огородник и воробей» р. н. м., «Дорисуй картинку», «Прокати мяч».

Загадки. Частушки. Стихи о Масленице.

Нацеленность на результат:Знакомство с традициями родной страны, развитие кругозора, эстетической восприимчивости, получение ярких впечатлений от праздника.

Описание требований к знаниям, умениям и навыкам: Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Качества личности: Любознательность, уверенность в себе, ответственность за себя и задругих, дисциплинированность, патриотизм, уважение к старшим и друг к другу.

Ход праздника:

Зал празднично убран в русском народном стиле. На центральной стене изображён самовар, тарелка с блинами, русские платки, балалайки, русская гармошка, ложки. По правую сторону зала расположен торжок с лавками: овощная, музыкальная, книжная, жетонная. Выбегают скоморохи.

Приветствие:

1 Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем!

2 Скоморох: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!

1 Скоморох: Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

2 Скоморох: Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!

Дети заходят под музыку: «Полянка» р. н. м. и садятся в избе.

Завязка сюжета:

Вед: И так, Масленицу начинаем!

1 – й день – понедельник – «Встреча Масленицы».

В избе взрослые и дети. Они доделывают чучело Масленицы (одевают, прикрепляют косу) под песню: «Здравствуй Масленица годовая» р. н. м.

Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи. К нам в окошко их мечи!

Девочка: Звал – позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор:

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки,

бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,

в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Мальчик «скачет на лошадке».

Дети: Везёшь ли Масленицу?.

Мальчик: Нет.

Дети передают «лошадку» другому. Второго спрашивают.

Дети: Везёшь ли Масленицу?

Мальчик: Везу! Везу!

Мальчик с «лошадкой» встаёт впереди, дальше воспитатель с чучелом, за ними – все остальные. Обходят зал с чучелом под песню:

Все поют: Ой да, Масленица, погостюю недельку, широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, её состречаем, а мы, красивые, её состречаем!

Ой да, Масленица, погостюю недельку, широкая, погостю другую!

Масленица : «Я поста боюся!» Широкая : «Я поста боюся!»

Ой да, Масленица, пост ещё далече, широкая, пост ещё далече.

Приехала Масленица!

Дети становятся в круг, в центре - Масленица. Каждый по очереди расхваливает её.

Дети по очереди:

- Дорогая наша гостья Масленица. Авдотьюшка Изотьевна!

- Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, триаршинная, лента алая, двуполтинная!

- Платок беленький, новомодненький, брови чёрные, наведённые.

- Шуба синяя, ластки красные, лапти частые, головастые,

- портянки белые, набеленные!

Проводится игра: «Плетень» р. н. м.

Скоморохи (вместе) : Вторник – «Заигрыш».

Вед: Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда.

Дети: - Масленица – обируха, Масленица – обмануха!

- Обманула, провела, до поста довела,

- До поста довела, все ежи взяла.

- Дала редьки хвост на Великий пост,

- Мы его поели – брюха заболели.

Проводится игра: «Огородник и воробей»

По считалке выбирается Воробей.

Реб: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами.

Там за вами лавка есть, на неё надо присесть.

Поскорее все беги! А ты мальчик, поводи!

Дети становятся в круг. Воробышек влетает в огород (в круг). Огородник - за кругом.

Все (поют) : Воробей, воробей, не клюй конопель, ни своих, ни чужих, ни соседовых.

Огородник ловит воробья. Дети Воробья впускают и выпускают в круг и из круга, а Огородник может ловить его только за кругом.

Выходят Скоморохи.

1 Скоморох: Вижу ребята сообразительные, смекалистые. Устал, заморился да проголодался.

2 Скоморох: Давай скорее объявлять.

Вместе: 3 – й день – «Лакомка»

1 Скоморох: Нам везде надо успеть – и сплясать, и песню спеть!

2 Скоморох: Съесть корзину пирогов! Да с три короба блинов!

1 Скоморох: Мы избу белёную чисто подметаем, ой тоску зелёную мы не пустим в дом!

2 Скоморох: Холод да метелицу прочь прогоним мы. Эй, встречай с весельицем проводы зимы!

Выходят девочки.

Девочки: Тинька – тинька! Ты, дяденька, ты, тётенька, подайте блинка, оладышка, прибавышка!

Последний кусок, мочальный усок, для Масленицы – обманщицы!

Исполняется песня: «Блины» р. н. п.

Выходят Скоморохи.

1 Скоморох: Я блинов бы съел с вершок!

2 Скоморох: (показывает рукой) Глянь, в углу стоит мешок!

1 Скоморох: А скажи – кА, Скоморох, что в мешке – бобы, горох?

2 Скоморох: Я принёс в честь праздника угощенье разное : прянички, конфеты, бублики для пригожей нашей публики.

Мешок шевелится, движется вперевалочку.

1 Скоморох: Что за чудо – скок да скок! Глянь – ка, тронулся мешок!

2 Скоморох: Эй, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите!

(Ловят мешок).

1 Скоморох: (поймав мешок) Давай – ка, развяжем мешок и угостим весь честной народ, глядишь, и нам по кренделю достанется.

2 Скоморох: А может, и блинок достанется.

Развязывают мешок, а там переодетая в Масленицу Баба Яга, доедает последний пряник.

Развитие сюжетных линий:

Баба Яга: Здоровы, молодцы! Поклон вам, люди добрые! Привет вам от Лешего. Тьфу ты! От Лета! Встречалась я с ним на болоте. Ой! В полёте! Когда, стало быть, к вам сюда спешила! Пора мне пришла обязанности свои справлять!

2 Скоморох: Постой, тут что – то не так! Гей, Масленичная. А если у тебя пачпорт?

Баба Яга: Это у меня- то? Есть у меня пачпорт, есть! Во, глядите!

(Протягивает паспорт, её обступают, читают: «Назначается долгожданной Масленицей).

1 Скоморох: И печать есть, гляди!

2 Скоморох: И подпись заковыристая внизу!

1 Скоморох: Уходи от нас, не хотим знать вас! И Масленицей принять не можем.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала…

2 Скоморох: А может, и впрямь, пусть попробует?

1 Скоморох: Оно конечно можно, только пусть сначала загадки отгадает.

Баба Яга: Ну это я враз! Спрашивайте!

Загадки.

Реб: Тётушка крутая, белая да седая, в мешке стужу везёт

На землю холод трясё т: сугробы наметает, ковром землю устилает.

(Зима)

Баба Яга (отвечает неправильно) : Ну мудришь чевой – то тут, разминалась я, постой. Задавай вопрос второй.

Реб: Заря – заряница, красная девица, травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой.

(Весна)

Баба Яга (ошибается) : Задавай последнюю.

Реб: Что на свете всех слаще?

(Сон)

Баба Яга опять даёт неверный ответ.

1 Скоморох: Прочь ступай, Лжемасленица.

Баба Яга: А какая же вам нужна?

Дети: Настоящая!

Баба Яга: Эй, карету!

(Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга: Кричу, бурчу, хочу, не хочу! Метла ступай, в избушку шагай!

(Баба Яга «улетает» на метле).

Скоморохи: 4 День – «Широкая Масленица»

2 Скоморох: Походил уже по свету, лучше русской песни нету!

Реб: Где песня поётся, там легче живётся.

Песня: «А я по лугу» р. н. м.

Реб: Раздайся, народ, меня пляска берёт, пойду попляшу, на людей погляжу!

Исполняется «Кадриль с ложками» р. н. м.

1 Скоморох: Хватит петь, да плясать! Время пришло и на торжок сходить, спуститься. Занимайте, продавцы, свои места, покупатели сейчас к вам пойдут.

Скоморохи с детьми идут на торжок.

1 – ая лавка – Овощная.

Продавец: Продаю я овощи не за деньги, а за фишки. Получит их тот, кто загадки мои отгадает. Правильный ответ – фишка ваша. А как много их наберёте, то в конце торжка, в жетонной лавке приз себе выменяете. И вашим, и нашим.

Загадки.

Голова на ножке в голове горошки.

(Горох)

Золотая голова велика, тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла,

голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кругла, да гладка, откусишь – сладка. Засела крепко на грядке…

(Репка)

2 – ая лавка - Музыкальная.

Дети исполняют частушки, обыгрывая на музыкальных инструментах.

Частушки.

1. Приходите, заходите на румяные блины.

Нынче Маслена неделя – будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою, похудеть попробую.

3. Пятый блин я слопала, на мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать, чтобы есть блины опять.

4. Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!

Приходи, Весна, скорее, Зиму прочь от нас гони.

3 – ая лавка – Книжная.

Дети рассказывают стихи о Масленице.

4 – ая лавка - Жетонная.

За полученные жетоны дети выбирают на память приз, который делали родители.

1 Скоморох: Все на торжке товар купили? Все радость получили? Предлагаю вам поиграть, во что хотите.

Игры: «Дорисуй картинку», «Прокати мяч».

2 Скоморох: Хватит играть, пора пятницу объявлять!

1 Скоморох: Пятница – «Тёщины вечёрки!»

Суббота – «Золовкины посиделки!»

2 Скоморох: А воскресенье?

Вместе: Проводы Масленицы! «Прощеный день!»

1 Скоморох: Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются.

Кульминация:

Исполняется песня: «Как на масленой неделе» р. н. м.

Скоморохи выносят блины.

Скоморохи: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте – с пылу! С жару! Все румяны да красивы, а за праздник всем спасибо!

Детям раздают блины.

Развязка – рефлексия:

Вед: А мы свою Масленицу прокатали, дорогую свою потеряли.

Думали, будет она – семь годков, а она погостила - семь деньков.

1 Скоморох: Эй Масленица, воротись,

2 Скоморох: В новый год покажись!

Скоморохи увозят Масленицу.

Вед: А в понедельник с утра заработала соха. Всякое семя знает своё время!

Дети уходят в группу.

Список литературы:

- «Праздники в детском саду» Л. Ф. Жданова Москва «Аквариум»2000г.

-«Праздник в детском саду» Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина Ростов н / Д: изд- во «Феникс», 2000 г.

- «А у наших у ворот развесёлый хоровод» народные праздники, игры и развлечения М. А. Михайлова – Ярославль 2001 г.

- «Масленица –полизуха» народные песни детям О. Лыков -Пермь 2012

Публикации по теме:

Сценарий праздника для детей второй младшей группы «Широкая Масленица!»Сценарий праздника для детей второй младшей группы «Широкая Масленица!» Сценарий праздника Масленица для детей второй младшей группы Воспитатель: Видманова О. В. Цель: Приобщать детей к русским традициям, к родной.

Фотоотчет и сценарий праздника «Широкая Масленица» (старшая, подготовительная группы)Фотоотчет и сценарий праздника «Широкая Масленица» (старшая, подготовительная группы) Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались встретить Масленицу. Она возвещает об окончании зимы и начале весны.

Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!»Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!» С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, развития творческих способностей, создания радостного настроения от общения.

Сценарий праздника на улице для детей старшей и подготовительной группы «Масленица» «Масленица» Сценарий праздника на улице для детей старшей и подготовительной группы Цель: Приобщать детей к народным традициям. Задачи:.

Сценарий праздника на воздухе для детей дошкольного возраста «Широкая Масленица» Цель: Приобщать детей к народным традициям. Задачи: 1. Развивать ловкость, силу, быстроту. 2. Доставлять детям радость от народных игр и.

Сценарий праздника «Широкая Масленица»Сценарий праздника «Широкая Масленица» 1 Ведущий Внимание! Внимание! Веселое гулянье! 2 Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие! 1 Ведущий: Здравствуйте,.

Сценарий праздника «Широкая Масленица» Широкая Масленица Ведущий:Начинаем проводы зимы- И согласно праздничной программе До ворот проводим зиму мы, А весна уже не за горами. Масленица.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий народного праздника «Масленица — боярыня широкая» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 30 декабря 2023 в 10:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД