МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Дом для Домовёнка»

Анна Евдокимова
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Дом для Домовёнка»

Тема: .

Тип образовательной ситуации : открытие нового знания.

Интеграция образовательных областей :

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие.

Автор разработки

Евдокимова Анна Михайловна,

воспитатель старшей группы №10 «Винни Пух».

г. Ярославль, 2017год.

Цель: Расширение представления детей о профессии строитель.

Детская цель: Помочь Домовёнку построить новый дом.

Задачи.

Публикация «Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе „Дом для Домовёнка“» размещена в разделах

Обучающие.

Расширять представления детей о важности, нужности профессии строителя.

Показать многообразие строительных специальностей.

Знакомить с разными строительными материалами.

Познакомить с культурным наследием архитектуры.

Показать строительство, как многоуровневый, разнообразный творческий процесс.

Продолжать воспитывать бережное отношение к труду взрослых и детей.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться.

Развивающие.

Содействовать развитию

познавательных процессов: внимание (зрительное, слуховое, память (зрительная, слуховая, мышление (наглядно-образное);

мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, вычленение причинно-следственных связей, обобщение;

• умений отвечать эмоциональным откликом;

• внимания к потребностям окружающим;

• уважения к взрослым;

• коммуникативности.

Продолжать воспитывать бережное отношение к труду взрослых и детей.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться.

Демонстрационный материал:

• Игрушка Домовенок

карточки «Правила поведения на стройке»

Оформление Строительной площадки.

• Каски строительные

• надпись «Строительная площадка»

• плакат-макет «Строительная площадка»

• столы, мольберты, стойка для оборудования;

• строительная техника

• напольный конструктор - имитация стройки

картинки строительных специальностей

картинки строительной техники

• строительные инструменты по каждой строительной специальности

Раздаточный материал:

• заготовки для выполнения аппликации на каждого ребенка

• значки «Строительные специальности»

Предварительная работа:

• знакомство с профессией строителя;

• просмотр мультипликационного фильма «На стройке» (Киностудия «Союз мультфильм», 1975, режиссер В. Дегтярев, В. Данилевич).

чтение: Варвина Т. Д. «Мир профессий. Энциклопедия для детей», издательство Академия развития, 2001, Ярославль.

• Чтение пословиц, поговорок, стихов и загадок по профессии строитель.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации - узнать о проблеме Домовенка - ему нужен новый дом. (Хочу – могу – надо.)

Ребята заходят в группу.

В: Ребята, проходите в группу, посмотрите у нас сегодня много гостей. (Здравствуйте.)

- Подойдите, познакомьтесь с гостями.

Дети подходят к гостям, здороваются, называют своё имя.

- Ребята, подойдите ко мне, присаживайтесь.

В: Ребята кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?

(Ответы детей)

В: А почему вы хотите вырасти? (Ответы детей)

В: Скажите, а куда каждый день ходят ваши родители мамы и папы?

(Ответы детей)

В: А зачем они ходят на работу? (Ответы детей)

В: Кем работают ваши родители? (Ответы детей)

(Учитель, воспитатель, бухгалтер, врач и т. д.)

В: А как одним словом это можно назвать? (Ответы детей) Профессии.

В: А кто знает, что означает слово профессия? (Ответы детей)

В: Профессия – это труд, основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Сюрпризный момент:

Раздается стук в дверь, педагог заглядывает за дверь, а там - Домовенок.

В: Ребята посмотрите кто это?

Дети: Домовенок.

В: Как он здесь оказался? Ой, конверт в руках.

В: Давайте посмотрим, что у него в конверте?

(Конверт падает и рассыпается разрезная картинка)

В: Ребята, что же нам делать? Как узнать, что изображено на картинке?

Дети: - Сложить, собрать её.

В: Правильно, давайте все вместе соберем картинку и посмотрим, что на ней изображено.

(Дети складывают картинку на столе)

В: Ребята, что изображено на картинке?

Дети: Дом.

В: Ребята, как вы думаете, для чего домовёнок принес нам эту картинку?

(Ответы детей)

В: Ой, подождите, ребята (прикладывает Домовёнка к уху)

В: Домовенок мне рассказал, что дом, в котором он жил был старый, ветхий и его снесли. Теперь ему негде жить. Он мечтает о своем новом доме, но не знает, кто строит дома и просит вас о помощи.

В: Ребята, что же делать? Как быть? (Надо срочно помочь Домовёнку)

-А вы действительно хотите помочь Домовёнку? (Да, хотим)

- Что для этого нам нужно сделать? (Всем вместе построить Домовенку новый дом)

В: Вы сможете это сделать? (Да, сможем.)

В: А почему Вы решили, что вы справитесь. (Потому что нас много, мы строили дома для кукол, гаражи для машин, мы дружные).

В: Да, действительно мы сможем помочь Домовенку.

В: Ребята кто же строит дома? (Строители.)

В: Ребята, где же проходят строительные работы? (Ответы детей, на строительной площадке).

В: Да, верно, строительная площадка - это то, место, где ведутся все строительные работы и именно там мы можем больше узнать о профессии строителя. Ребята, а Вы хотите отправиться на экскурсию по стройку и все посмотреть своими глазами? (да, хотим)

В: Просто так на строительную площадку попасть нельзя, но у меня есть знакомые, которые нас пригласили.

В: Но что бы отправиться на строительную площадку, что нам для этого знать? (правила безопасности на строительной площадке.)

В: Вот на столе лежат карточки, давайте вместе определим какие правила нам пригодятся, что бы мы посетили строительную площадку.

(Дети выбирают нужные карточки : каска, не стоять под стрелой крана, не залезать на технику, не кричать, не разводить костер, не трогать оборудование, не отвлекать рабочих, смотреть под ноги, не трогать провода)

В: Вы выбрали карточки, которые нам подходят.

(Дети объясняют, почему они выбрали эти карточки)

В: Все эти правила мы будем соблюдать.

В: Отправляемся в путь.

2. Актуализация знаний.

Цель: выделение знаний у детей, о профессии строителя, строительных специальностях, этапах работы, необходимых для строительства нового дома.

Задачи:

• определить, кто занимается строительством, какие инструменты и машины для этого нужны;

• составление плана работы;

• проведение строительных работ.

В: Вот мы с вами и пришли, а вот и первое правило, которое мы должны соблюдать. (Надеваем каски)

В: Ребята, ну вот мы и пришли. (Детей встречает прораб - строитель.)

Прораб: Здравствуйте, ребята. Для чего вы пришли к нам на стройку?

(Ответы детей. Дети показывают картинку дома строителю и просят рассказать, как им построить дом для домовёнка.

Стоит мольберт, на котором картинка архитектора. На ватмане набросок дома. На столе лежат: линейка, карандаш, циркуль, бумага.

Прораб: Ребята, с чего начинается строительство дома? (Ответы детей)

Прораб: Строительство дома начинается с того, что архитектор придумывает и рисует дом на бумаге, а строители воплощают эти чертежи в жизнь. Архитектор-главный строитель.

Дети называют инструменты, которыми пользуется архитектор.

Строитель приглашает на строительную площадку.

Прораб: Строительство любого здания начинается с заливки фундамента.

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Прораб: Фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким и прочным. Фундамент готов.

Дети подходят к мольберту, на котором картинка и инструменты каменщика.

Прораб: Как вы думаете, какой следующий этап в строительстве дома? (Возведение стен.)

Прораб: Эта строительная профессия называется – каменщик. Каменщики с помощью специальных ручных инструментов возводят стены. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.

Дети называют инструменты, которыми пользуется каменщик.

(Молоточек, кирка, лопата)

Прораб: На строительной площадке работает целая бригада. Давайте посмотрим, какие ещё есть строительные специальности.

Дети подходят к мольберту, на котором картинка и инструменты кровельщика.

Прораб: Как вы думаете, какой следующий этап стройки после возведения стен? (Ответы детей)

Прораб: Правильно дому необходима крыша. Любое здание покрывается кровлей. Укладкой кровли занимается – кровельщик. Основная задача кровельщика – уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение определять чёткость линий. Работа на высоте требует хорошего здоровья и выносливости, постоянного внимания и сосредоточенности.

Прораб: Какие инструменты ему нужны? (Дети называют инструменты, которыми пользуется кровельщик. Молоток, клещи, ножницы по металлу).

Прораб: Кто же ещё будет работать на стройке?

Дети подходят к мольберту, на котором картинка и инструменты плотника.

Прораб: Следующая строительная специальность – плотник. Чем занимается плотник? (Ответы детей)

Прораб: Плотник делает из дерева двери, окна, пороги, полы. А также деревянные стулья, столы и различные предметы из дерева.

Дети называют инструменты, которыми пользуется плотник.

(Молоток, гвозди, ножовка, рубанок, отвертки, дрель)

Прораб: Ну а самый последний этап — это внутренняя отделка помещений.

Дети подходят к мольберту, на котором картинка и инструменты маляра.

Прораб: Кто же теперь будет работать на стройке? (Ответы детей)

Прораб: Ну, конечно это маляры. Они окрашивают стены вручную или при помощи валиков, наклеивают обои. Маляры должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.

Дети называют инструменты, которыми пользуется маляр.

(Краска, кисти, валики, рулоны обоев, клей)

Прораб: Чтобы построить дом, нужно приложить труд многих людей и разных профессий.

В: Ребята мы с вами думали, что дом строит один строитель, а оказывается, что под общим названием строитель, скрывается много строительных специальностей. Ребята, а как вы думаете, сможет один человек построить дом? А пять человек? (Нет.)

В: Конечно, нет. Без чьей помощи, они не смогут построить дом? (Без техники.)

В: Давайте, перечислим технику, которая помогает при строительстве и тех, кто ей управляет.

Дети называют технику. (Экскаватор, бетономешалка, подъёмный кран, самосвал).

Прораб: Молодцы, ребята. Теперь вы много знаете о строительстве и сами сможете построить дом для Домовёнка. Правда? (Да, мы попробуем).

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель:

• организация анализа детьми возникшей ситуации;

• подведение детей к фиксации затруднения «у нас не получается построить дом»;

• выявлению причины затруднения «почему у нас не получается построить дом».

Прораб: Ребята, все наши строители сейчас заняты, но у нас есть не достроенные дома, которые вы можете достроить.

Дети отправляются к столам, на которых находятся макеты «недостроенных» домов и необходимый строительный материал. Дети начинают браться за материалы, строить, красить, мешая друг другу. Оказалось, что к одному дому подошли 5 строителей, а к другому -1 строитель.

В: Ребята, я вижу, что у вас ничего не получается.

В: Что вам нужно было сделать? (Нам нужно было достроить дома).

В: Почему у вас не получается? В чем дело? (Мы не знаем, кому, что нужно делать, какими инструментами пользоваться, какай дом чей).

В: Значит, у вас возникло затруднение? (Да.)

В: Что же нам надо сделать, если возникло затруднение? (Надо спросить у того, кто знает. Спросить у взрослого, у воспитателя.)

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания – полное представление детей о профессии строитель и строительных специальностях.

• Где мы с вами находимся? (на стройке)

• Что делают на стройке? (строят дома.)

• Кто работает на стройке? ( строители: архитектор, каменщик, кровельщик, маляр, плотник).

• Хотите сами побыть строителями? (Очень хотим)

Хорошо, начинаем строительство!

На помощь приходит прораб и назначает ребят каменщиками, кровельщиками и малярами по группам. Каждому ребёнку даёт значок, на котором изображены инструменты определённой строительной профессии.

(Каменщик – кирпичи, кирка. Кровельщик – кровля, молоток. Маляр – кисти, валики.)

Прораб: А теперь давайте с вами на время превратимся в строителей и сделаем домики для домовёнка.

Прораб: Ребята, посмотрите, у вас на значке нарисованы инструменты, определите, к какой строительной специальности они относятся.

На одном столе стоит картинка каменщика, на втором столе картинка кровельщика, а на третьем картинка маляра. На столах лежат заготовки домов. У каменщика нет стены, но есть крыша. У кровельщика есть стена, но нет крыши. У маляра белая стена. Дети находят нужную им строительную специальность и приступают к строительству дома.

Каменщик выкладывает стены из деталей разной формы.

Кровельщик пластилином, затем выкладывает крышу скорлупой от фисташек или арбузными семечками (на выбор)

Маляр красит стены дома краской.

В: Ребята, посмотрите, сколько у нас получилось красивых домов, целая улица. Давайте назовём нашу улицу.

Дети придумывают название улицы.

В: Я горжусь, что мы с вами выполнили просьбу Домовёнка, построили ему и его друзьям новые дома! Вы настоящие юные строители! Теперь домовёнку есть, где жить. Ребята, домовёнок благодарит всех вас за помощь и хочет пригласить своих друзей в ваши домики.

5. Введение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового понятия «строительные специальности».

Ребята делятся жребием на архитекторов, каменщиков, кровельщиков, маляров, плотников. Их задача отобрать из предложенных на столе инструментов (не только строительных, нужные для каждой специальности. Потом ребята меняются и проверяют правильность подбора инструментов в группах.

В: Молодцы, ребята вы справились и с этим заданием. А, теперь нам пора возвращаться в детский сад.

6. Итог занятия.

Цель: фиксирование детьми достижения «детской» цели: помогли Домовёнку построить новый дом.

Ребята встают полукругом.

В: Ребята, что мы сегодня делали? (Строили дома)

В: Почему вы решили строить дома? (Помогали Домовёнку)

В: У вас получилось помочь? (Да).

В: Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими строителями - построили дома, пока только из бумаги, пластилина и природного материала, но я думаю, что пройдёт время и кто – то из вас будет строить настоящие красивые и прочные дома. Вы помогли Домовенку, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы настоящая команда! Я горжусь вами! А теперь скажите гостям «До свидания!».

Публикации по теме:

Викторина «Грибы». Итоговое занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе Итоговое занятие по формированию целостной культуры мира в старшей группе: Викторина «Грибы». Программные задачи: Закрепить знания детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Перелётные птицы» Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Жизнь перелетных птиц» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Жизнь перелетных птиц в.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Праздник деревьев» Цель: формировать азы экологической культуры (интерес и бережное отношение к природе) Задачи: - формировать представления детей о важной.

Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе. Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе. Программное содержание: Закреплять и расширять представления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Зима пришла» Конспект ООД по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема. Зима пришла. Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Удивительный мир насекомых» Цель: Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Закрепление знаний о многообразии мира насекомых, их.

НОД по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР в старшей группе «Космическое путешествие» НОД по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР в старшей группе. Тема: «Космическое путешествие» Цель: Способствовать.

НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Тело человека» НОД по формированию целостной картины мира в ствршей группе на тему «Тело человека». Цель. Рассказать детям, из каких частей состоит наше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в старшей группе «Дом для Домовёнка»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 23:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД