Папки-передвижки

Сценарий праздника закликание весны «Жаворонки летите весну-красну на крыльях несите»

Екатерина Кузьмина
Сценарий праздника закликание весны «Жаворонки летите весну-красну на крыльях несите»

Старший дошкольный возраст[/h3]

Составитель:Кузьмина Екатерина Григорьевна, воспитатель

Саранск 2019

Цель: Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истокам национальной культуры посредством изучения мордовского фольклора.

Задачи:

- Познакомить детей с праздниками и обрядами мордовского народа;

- Продолжать знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми;

- Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к родному краю, к своему народу, к природе родного края;

Публикация «Сценарий праздника закликание весны „Жаворонки летите весну-красну на крыльях несите“» размещена в разделах

- Приобщить детей к истокам мордовской народной культуры через сопричастие к праздникам и обрядам и восстановление традиций мордовского народа;

- Развивать творческие способности детей через детский музыкальный фольклор.

Методы и приемы:

- Словесные: чтение мордовских народных сказок, малых форм фольклора, беседа, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть песен, слов, знакомство с мордовскими словами.

- Наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры мордовских художников и скульпторов, национальных костюмов, орнаментов и узоров по мотивам народного творчества, предметов утвари.

- Практические: фольклорные праздники, игры, игровые ситуации, просмотр видео материалов, слушание аудио записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы драматизация сказок.

Предварительная работа: Воспитателями была изучена история мордовской национальной культуры, история мордовского костюма, кухни, быта, обрядов, фольклорный материал.

Оборудование, реквизит: деревья, плетень, мордовские народные костюмы для ведущих, костюмы по мотивам мордовского народного творчества для детей, мордовский национальный женский костюм для хозяйки, костюм Солнышка, костюм Весны, рушники с мордовским орнаментом, предметы быта и утвари, «жаворонки» выпеченные из теста, народные музыкальные инструменты, музыкальный центр.

Художественное оформление: групповая комната с одной стороны украшена в виде деревенской улицы: стоят деревья, плетень, на плетне глиняный горшок. С другой стороны в виде деревенской избы стоит стол, на столе предметы мордовской утвари, музыкальные инструменты.

Музыкальное оформление: народные песни-заклички, стихи, мордовские народные песни, русская народная плясовая, хороводные песни.

Место проведения: групповая комната.

Действующие лица: Дети, ведущие, музыкальный руководитель, Хозяйка, Солнышко, Весна.

Ход мероприятия:

Звучит мордовская народная плясовая мелодия, дети входят в группу и встают полукругом.

1 ведущий: Шумбра чи, ялгат! Сюкпря весенень!

2 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Низкий поклон всем!

1 ведущий: Наш детский сад гостей встречает,

И с весной всех поздравляет!

Здоровья желаем, счастья, добра,

Хорошего настроения и весеннего тепла!

2 ведущий: С давних пор повелось на мордовской земле славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами, зазыванием птиц, приглашением солнышка согреть землю и растопить снег!

1 ребенок: Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам:

На жёрдочке, на бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылой вороной,

С пряльцем с донцем,

С кривым веретенцем!

Зима нам надоела,

Хлеб и соль поела,

Ручки-ножки познобила,

Скотинушку поморила!

2 ребенок: Ай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядренистое!

3 ребенок: Жаворонки, прилетите

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Мордовские народные заклички

Музыкальный руководитель: А теперь давайте вместе и позовем весну!

Песня «Веснянка»

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать.

Зиму, зиму, забывать,

Лето, лето, дожидать.

Ай лёли, ай лёли,

Лето, лето, дожидать.

С рожью да зернистой,

Пшеницей золотистой.

Ай лёли, ай лёли,

Пшеницей золотистой.

С калиной, с малиной,

С красною рябиной.

Ай лёли, ай лёли,

С красною рябиной.

Со травою-муравой,

Да с водою ключевой.

Ай лёли, ай лёли,

Да с водою ключевой.

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать.

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать

Мордовская народная песня-закличка

1 ведущий: 22 марта, когда день становился по длине, равен ночи, в каждом доме хозяйки из муки делали тесто и пекли маленьких птичек – жаворонков. Потом ходили по селу и пели песни.

В группу входит хозяйка.

Хозяйка: Шумбратадо, вечкевикс оят! Добрый день, дорогие друзья!

Шумбрачи тенк, вечкевикс инжеть! Здоровья вам, дорогие гости!

Дети: Здравствуйте, хозяюшка!

Хозяйка. Приятно видеть вас в добром здравии. Сейчас я вам поведаю, как в далёкую старину встречали люди весну - красну. Только сначала загадку отгадайте:

Загадка:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна красна!

1 реб. Идёт матушка весна - отворяй ворота.

2 реб. Первым март пришёл - белый снег сошёл.

3 реб. А за ним и апрель отворил окно и дверь.

4 реб. А как пришёл май - солнце в дом приглашай.

Хозяйка: И вот из-за моря вереницей к нам домой вернутся птицы. Отгадайте какие?

Загадки о перелётных птицах:

1. На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его (скворец)

2. Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей… (грач)

3 .Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет (жаворонок)

Хозяйка. Первыми возвращаются жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Позовём их.

1 ребенок: Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

2 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

3 ребенок: Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

4 ребенок: Уж ты, пташечка ты, залетная!

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние

Замкни зиму, отомкни лето!

Закличка «Нармонят, нармонят» (Птички, птички)

Хозяйка: А теперь, детвора, поиграть пришла пора!

Игра “Жаворонок”. (Хозяйка выбирает водящего)

Хозяйка: Жаворонок в небе пел, колокольчиком звенел.

А кто песенку найдет, тот и в круг водить пойдет.

Народная игра с колокольчиками “Жаворонок”

Хозяйка: По древнему обычаю дети делали свистульки и, подражая голосам птиц, приманивали своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай.

Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами изобразим птиц, чем громче, тем счастливее будет год!

Мальчики берут свистульки и свистят, а девочки поют песню-закличку «Гули-гули».

Жаворонки прилетайте,

Зиму белу прогоняйте!

Гули – гули.

Зиму белу прогоняйте,

Весну красну созывайте!

Гули – гули.

Весну красну созывайте,

Землю нашу одевайте!

Гули – гули.

Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте!

Гули – гули.

Все поляны согревайте,

Солнце мило приглашайте!

Гули – гули.

Народные песня-закличка «Гули-гули»

Хозяйка: Ребята, а чтобы жаворонкам было легче весну на крыльях своих нести, давайте зазовем-ка в гости Солнышко!

1 ребенок: Солнышко, покажись!

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети денек!

Мордовская народная закличка «Солнышко»

Дети зовут солнышко, поют закличку и выполняют движения.

Чи ка, листь, листь! (Зовут солнышко)

Оев каша пенч максан! (Стучат ложками)

Чи ка, листь, листь,

Якстере атякш тенть максан!

Мордовская народная закличка «Чи ка, листь!»

В группу входит Солнышко-ребенок и закликает весну.

- Весна, весна красная! (Выполняет земной поклон и поднимает руки вверх)

Приди, весна, с радостью!

С великой милостью!

Со льном высоким! (Поднимает руки вверх)

С корнем глубоким! (Приседает, опустив руки с разжатыми пальцами)

Хлебом обильным! (Руками «держит» каравай)

Мордовская народная закличка «Тундо сак» (Э)

Игра с «Солнцем»

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца.)

Дети: Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

1 ведущий: Молодцы ребята, хорошо позвали, услышало нас солнышко, засветило ласково.

2 ведущий: Иди, весна, иди, красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок.

Большой урожай

В наш мордовский край!

Мордовская народная закличка

Появляется Весна.

Весна: Я - Весна - красна,

Вам в подарок принесла

Много-много вешних вод

Да веселый хоровод!

Хоровод «Веснянка» под русскую народную песню.

Весна: Очень уж я песни да музыку люблю! А уж как музыканты заиграют - так сразу и солнышко проглянет, и птички запоют, и ручьи побегут…

Оркестр русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Хозяйка выносит поднос с жаворонками из теста.

Хозяйка: Сегодня мы с вами встречали весну - красну по обычаю мордовскому. А помогали нам в этом жаворонки. Примите от меня, гости дорогие, сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими да умными!

1 ребенок: Благослови, мати, весну закликати!

Весну закликати, зиму провожати!

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок!

Весну пустим на порог!

Мордовские народные заклички (Э)

Все вместе исполняют песню с движениями.

Пришла весна – веснушка!

Веселая гостьюшка!

Водяная, ветряная,

Травяная, солнечная.

Дождиком в окошко-

Стук, стук, стук!

Травкой у порожка-

Шух, шух, шух!

Ручейком в канавушках-

Жур, жур, жур!

Стали дни погожие,

Вот и мы, знать, дожили

До весны, до веснушки,

До веселой гостьюшки!

Мордовская песня (Э) «Минь листяно улицяв»

Список литературы:

1. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях». Авт. Карпушина Л. П., Абудеева Н. Б. Саранск, 2007.

2. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авт. Бурляева О. В. и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.

3. Хрестоматия к программе «Валдоня». Пособие для дошк. образов. учреждений РМ. Авт-сост. Киркина Е. Н. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

4. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. Учреждений Респ. Мордовия. М-во образов. Саранск, 2001.

5. «Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора», Карпушина Л. П., Абудеева Н. Б. М-во образов. Республики Мордовия, МРИПКРО. Саранск, 1996.,

6. «Мордовские пословицы, поговорки». Брыжинский В. С., Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.

7. «Мордовские народные игры».Брыжинский В. С., Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.

8. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент: Программа. Карпушина Л. П., Миняева Г. Н., Саранск, 2003.

9. Маленькие бубенчики. Сураева- Королева Н. В., С. : Ковылк. тип., 2005.

10. CD-диск: Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (для ДОУ). Диск 1– 4. Сост. Карпушина Л. П., Абудеева Н. Б. Саранск: Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2009.

11. «Воспитание детей на традициях народной культуры». В. П. Ватаман; Волгоград 2008г.

12. Методическое пособие «Детям о Мордовии». О. В. Бурляева; Е. Н. Киркина; г. Саранск, 2013г.

13. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Т. А. Бударина. Санкт Петербург, 1999г.

14. «Шумбрачи, тиринь мастором!». Р. С. Зорькина, Сараснк, 2010г.

15. Хрестоматия «Мы в Мордовии живем». Г. Саранск, 2013г.

16 Сборник методических разработок для работников дошкольного и начального школьного образования «Истя минь эрятано». Г. Н. Миняева, г. Саранск, 2012г.

17. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск, 1968; 1998;

18. Семейные обряды мордвы : тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76;

19. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000; Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001;

Интернет ресурсы

Русский этнографический музей. Кликанье весны: [Электронный ресурс]. - http://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny.

Языческие и народные праздники. Закликание весны: [Электронный ресурс]. - http://slavyans.myfhology.info/holidays/zaklikanie-vesna.html.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические рекомендации: Главным условием при организации педагогического процесса приобщения детей к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным. А разнообразие форм знакомства дошкольников с народной культурой позволяет им испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, дает возможность самовыражения. Праздники, традиции, обряды - неотъемлемая часть жизни, они выступают как особый вид человеческой деятельности. В процессе приобщения ребенка к народной культуре нужно использовать различные приемы и методы педагогического воздействия, объединенные единой системой целей, содержания, форм, методов деятельности, направленных на освоение традиционных культурных ценностей ребенком с самого детства. Этот процесс - составная часть большой работы по возрождению нравственной культуры личности и духовной культуры в целом.

Список реквизита:

На переднем плане печь, скамейка, горшки разного размера, тканые дорожки, стол с, кувшином, хлебом; берёзка с бутафорскими жаворонками; прялка; деревянные ложки;

Дидактический материал:

1. Игра «Жаворонок»

2. Игра «Солнце».

3. Загадки о перелетных птицах.

Публикации по теме:

«Летите, шарики и голуби, летите…» Фотоотчет об акции запуска шаров«Летите, шарики и голуби, летите…» Фотоотчет об акции запуска шаров Трогательным и волнительным был этот день -акция запуска гелиевых шаров в 11 часов всеми учреждениями города :надо было и донести шарик.

«Жаворонки прилетите-весну принесите!»«Жаворонки прилетите-весну принесите!» 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки- день встречи весны. Звался этот день "Сороки". Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок.

Фотоотчет детского творчества к праздникам 1 мая и 9 мая «Летите, голуби, летите»Фотоотчет детского творчества к праздникам 1 мая и 9 мая «Летите, голуби, летите» Голубь - это символ Мира, который будет очень актуален на 1 и 9 Мая. Назначение: к праздникам 1 мая и 9 мая. Цель: -Создание поделки из.

Фотоотчёт «Жаворонки прилетите, весну-красну на крыльях принесите»Фотоотчёт «Жаворонки прилетите, весну-красну на крыльях принесите» Ежегодно в нашем детском саду отмечается праздник «Жаворонки».Цель этого праздника пробудить интерес к традициям своего народа, создать.

Летите, голуби, летите… 70-летию Великой Победы посвящается.Летите, голуби, летите… 70-летию Великой Победы посвящается. День Победы – это праздник, объединяющий все поколения, все народы России. Это день национальной гордости и славы. 9 мая мы говорим слова.

Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки»Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.

Сценарий праздника весны с младшей группе «Дружно мы весну встречаем»Сценарий праздника весны с младшей группе «Дружно мы весну встречаем» Праздник весны "Дружно мы весну встречаем!"Зал украшен по-весеннему, зелеными веточками. Под потолком висит солнышко. Дети заходят в зал.

Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте»Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте» Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о народном празднике прихода весны Задачи:.

Сценарий утренника для второй младшей группы «Как мы солнышко искали и весну-красну встречали» КАК МЫ СОЛНЫШКО ИКАЛИ И ВЕСНУ - КРАСНУ ВСТРЕЧАЛИ Цель: развивать творческие способности детей посредством различных видов искусств, логоритмики.

Жаворонки, прилетите! Весну-красну принесите! ФотоотчётЖаворонки, прилетите! Весну-красну принесите! Фотоотчёт C давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника закликание весны «Жаворонки летите весну-красну на крыльях несите»
Опубликовано: 26 января 2020 в 17:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД